Сегодня я предлагаю поговорить о том как заботится наше государство о детях с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия в системе образования это весьма популярная, хотя и несколько позабытая, на фоне введения новых предметных областей (второй иностранный) и расширении дополнительного образования ("точки роста" в школах) тема. За последние годы инклюзия претерпела ряд изменений, не скажу что все они были кардинальными, но за всеми из них стоят довольно неслабые денежные потоки. Изменения которые понятны чиновникам и абсолютно абсурдны для простых граждан. Все их конечно мы вряд ли сможем рассмотреть в данной статье, боюсь что это тема для годовой деятельности солидного печатного издания, но некоторые особо впечатляющие маразмы рассмотреть сможем.
И вот первый из них - любой специалист психологической службы, а сейчас пожалуй и любой педагог школы знает что есть несколько категорий детей с ОВЗ, подход к их обозначению за последние 15 лет "координально" поменялся как минимум дважды, сначала во всей документации было принято указывать к примеру: программа для детей умственной отсталостью, затем наши власть имущие сочли это - "оскорблением детей" и в целях "конфиденциальности" была введена всем знакомая - видовая система где I вид слабослышащие и глухие, II вид глухонемые дети, III-IV вид слепые и слабовидящие дети, V вид дети с нарушениями речи, VI вид дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, VII -дети с задержкой психического развития,VIII вид дети с умственной отсталостью, как специалисты мы прекрасно понимаем что речь идёт об видах образовательных учреждений и программ, следовательно стало принято указывать к примеру: коррекционно-развивающая программа VIII вида, но вот несколько лет назад во власти снова что то изменилось и опять в наши документы вернулись формулировки: программа для детей с умственной отсталостью. Вроде бы ничего такого, всего лишь росчерк пера, ведь по сути то ничего не изменилось и дети какими были такими и остались, но нет, думать надо как чиновники и тогда видно, что за каждым таким "росчерком" стоят миллионы отмытых бюджетных денег.
1. В нашей стране модно премировать подобные "ноухау".
2. С целью внесения изменений досрочно было проведено переосвидетельствование детей имеющих заключения ПМПК, а это подвоз детей, оплата работ сотрудников, не считая уже канцелярских расходов.
3. Чтобы обеспечить повсеместное соблюдение новых правил организовывались институтами развития образования и отделами образования семинары для пед. работников, курсы, а всё это само собой не бесплатно. Вот и потекли денежки из бюджета страны, а заодно и из бюджетов образовательных учреждений и личных карманов пед. работников, ведь краснеть перед проверкой никому неохота.
И всё лишь из-за такого вот "росчерка пера", который не принёс никаких существенных, полезных изменений.
Но это ещё не самый большой маразм инклюзии.... Миллиарды отмыты на поставках в школы страны низкосортного, некачественного а порой и абсолютно бесполезного оборудования на баснословные деньги. Это и сенсорные комнаты проходящие по сметам в 1500000 - 2000000 руб., тогда как их реальная стоимость на открытом рынке варьируется от 300000 - 500000 руб., это пандусы и коляски в образовательные учреждения в которых отсутствуют дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, оборудование для слепых и глухих детей в школы у которых нет ни лицензии, на работу с данными категориями детей, ни специалистов для её осуществления.
Работа ПМПК (психолого-медико-педагогических комиссий) это вообще отдельная статья, для примера УО (умственная отсталость), напоминаю что Умственная отсталость – стойкое снижение познавательной деятельности ребенка вследствие органического поражения ЦНС, головного мозга. Органическое поражение носит необратимый характер, следовательно диагноз не может быть снят, и тем не менее каждый уровень образование школа возит детей с УО на ПМПК для получения заключения, которое к слову тоже не бесплатное, чтобы иметь возможность обучать данных детей по адаптированным программам.