Найти тему
Наука, техника и люди.

Творцы машин. Гирокомпас Сперри vs гирокомпас Аншютца.

В 1911 году впервые появился гирокомпас в США. Американский инженер Эльмер Сперри предложил свою конструкцию навигационного прибора. В своем гирокомпасе Сперри для того чтобы ось гироскопа устанавливалась по меридиану использовал конечно же прецессию волчка, но достиг Сперри этой прецессии другим устройством, чем Аншютц.

Источник: akhanmarine.com
Источник: akhanmarine.com

Сперри ось гироскопа скрепил с U-образной трубкой, и в эту трубку изобретатель налил ртуть. Трубка представляет собой сообщающиеся сосуды, поэтому ртуть в них устанавливается на одном уровне.

-2

Ну что ж, проделаем тот же маневр, что и с гирокомпасом Аншютца - мысленно переместимся на экватор и расположим ось волчка горизонтально по экватору.

Гироскоп не свободен, поэтому если ось волчка начнет менять положение, то и положение трубки станет меняться и одно колено трубки (восточное) начнет подниматься. Поэтому ртуть будет перетекать из восточного колена в западное и станет поднимающийся конец гироскопа тянуть вниз. На это гироскоп ответит прецессией - движением в сторону до совпадения оси волчка с меридианом.

-3

Гирокомпас Сперри оказался совершеннее чем немецкий вариант Аншютца и очень-очень быстро распространился в военном флоте США. К 1912 году и немцы усовершенствовали свой гирокомпас. И вот запахло войной - Первой мировой войной. К 1 августа 1914 года все ведущие военные флотилии мира (Германия, США, Россия, Франция, Англия, Италия) оборудовали свои корабли гирокомпасами. Царский военный флот был оборудован гирокомпасами Сперри, в первую очередь по политическим соображениям.

И в советском военном флоте применялись гирокомпасы Сперри, которые завозились из США. А сам американский инженер проиграл патентный суд немецкому изобретателю Аншютцу.

Предыдущий материал из цикла "Творцы машин" - "Как работал гирокомпас Аншютца", Вы можете прочитать по этой ссылке.

Подписывайтесь, делитесь в соцсетях. Не забывайте про лайки. Спасибо.