В материале про сестер Кривошляповых - сиамских близнецов, многие не верили, что в СССР их изъяли из семьи и проводили на них некоторые опыты.
А вы знаете, что намного раньше Иван Петрович Павлов, знаменитый своими опытами на собаках и выявлением условных и безусловных рефлексов, проводил опыты и на детях? Итак, кадр из старого фильма "Механика головного мозга":
Видимо, от опытов на животных пришла пора переходить на людей. Для этого отбирались беспризорники 6-15 лет.
Один из ученых из группы Павлова пишет в «Истории учения об условных рефлексах»:
Некоторые из наших сотрудников расширили круг экспериментальных объектов и занялись изучением условных рефлексов у других видов животных; у рыб, асцидий, птиц, низших обезьян, а также детей».
Эксперименты проходили в детской клинике 1-го ЛМИ, в Филатовской больнице, в больнице им. Раухфуса, в отделе экспериментальной педиатрии ИЭМа, а еще в нескольких детских домах.
Подопытных обозначали только инициалами «Л. М.», «К. М.», «К. Е.», «Ф. Е.» или максимум как Клава О., Муся В., Юра К.
Из материалов ученика Павлова Красногорского Н. И.:
«В детскую клинику 1 Медицинского института была принята больная К.Х. 11 лет <…> Мы прикрепили кругом фистулы менделеевской замазкой небольшую воронку, посредством которой обычно собирается слюна у оперированных животных, и получили возможность количественно измерять секрецию слюнной железы у этой больной. Сначала мы легко выработали естественный условный рефлекс, показывая ребенку различные пищевые вещества…»
То есть сквозь щеку хирургически выводили слюнной проток наружу. Конечно, оставался огромный шрам. В качестве наркоза использовался морфий, сернокислый магний, а бывало, что и алкоголь.
Альтернатива операции — крепящийся внутри рта железный слюносборник Лешли с «присосом». Видимо, тоже малоприятная вещь, потому что А. А. Ющенко в «Условных рефлексах ребенка» (1928 год) откровенно пишет:
«У одного из детей, на которых я работал (М. А. 13 лет, с состоянием порока сердца), уже после одночасового эксперимента от присоса оставалось кровавое кольцо, требовавшее для полного исчезновения 1-2 дней <...> Травма даже после одночасового опыта была настолько значительна, что иногда заставляет экспериментировать не чаще, как через день, даже два».
Секреция слюны вызывалась лакомствами: клюквой, шоколадом, хлебом, капустными кочерыжками и листьями. Сначала ученые отмечали, что «опыты с пищевыми рефлексами в большинстве случаев весьма популярны среди детей; врачам часто приходится слышать: возьмите меня в лабораторию есть клюкву и т. д.».
Конечно, послереволюционная Россия, голод, можно представить, как плохо кормили в приютах.
Но позже, из-за болевых воздействий во время экспериментов, дети пытались сбегать. Иванов-Смоленский, который работал в лаборатории Павлова, писал:
«Наблюдались попытки к бегству, в особенности после ознакомления с оборонительным электрокожным подкреплением».
А что же в результате? А в результате опытов удалось доказать, что никакой разницы между нервной деятельностью животных и человека не существует. Условные рефлексы идентичны.
И даже, представьте себе, были попытки легализовать эту работу. В 1929 году И.П. Павлов номинировался на вторую Нобелевскую премию. Но его мягко отправили восвояси, назвав его опыты «фактами, порочащими науку», «дикарством» и «химически чистым цинизмом, до которого не должен опускаться ученый».
Фильм "Механика головного мозга".
P.S.: После публикации моей статьи я получила несколько комментариев о том, что фильм - отчасти фальсификация.
Николай Горев справедливо заметил, что некоторые скрины из фильма слишком четкие, чтобы быть оригинальными:
Оригинальный текст:
"В детскую клинику 1 Медицинского института была принята больная К.Х., 11 лет с фистулой околоушной железы. Из фистулы выделялось большое количество слюны. Мы прикрепили кругом фистулы менделеевской замазкой небольшую воронку, посредством которой обычно собирается слюна у оперированных животных, и получили возможность количественно измерять секрецию слюнной железы у этой больной".
О методике исследования условных рефлексов у детей (1928 г) - Красногорский Николай Иванович Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т.1. – 1954. – 488
Фистула тут - не образованный в ходе хирургической операции канал, а канал, появившийся в вследствие какого-то патологического процесса.
Надпись "сделаем фистулу" из нарезки, выдаваемой за полноценный фильм - крайне похожа на фейковый новодел - буквы слишком "чистые" и четкие по сравнению с предыдущей надписью "Безусловные и условные рефлексы..."
Также Михаил Клыков написал мне:
Фильм — частичная подделка. Этот учебный фильм (настоящий) нам показывали в медучилище. На первом фото ребёнок с последствиями травмы (ожог) лица, и прикреплённый к лицу аппарата — ампульный слюноотсос для эвакуации содержимого железы, проток которой стенозирован в результате патологии.
Из фильма вырезаны кадры, где сообщается о диагнозе ребёнка. В последующих кадрах ребёнка действительно кормят контрольными смесями. Но дальше кадры опять вырезаны. А в них сказано о том, что травмированная околоушная железа ребёнка продолжает работать, несмотря на анатомические нарушения, вызванные травмой, т.к. нервные пути не нарушены.
В следующих кадрах вполне обычный (и бескровный) эксперимент по нейрофизиологии, где на голове ребёнка надет обыкновенный энцефалограф (в фильме опять же вырезаны кадры, где показывают прибор и поясняют его устройство и ход эксперимента, кадры с грушей вырезать не смогли — резко нарушается видеопоследовательность). И его действительно кормят "хлебными таблетками". В ходе эксперимента (кадры вырезаны) энцефалограмму ребёнка сравнивают с ЭЭГ детёныша шимпанзе. И делается вывод о "равенстве" рефлексов.
Так что ничего "кровожадного" в фильме нет — это учебный материал для профессионалов. Но подан он для людей некомпетентных в вопросе весьма эффектно. Окошко, в которое глядит "бесчеловечный экспериментатор" — это смотровое окно обыкновенной "глухой камеры", которая есть в любой городской поликлинике, в кабинете ЭЭГ. Представляет из себя "коробку" из фанеры, обитую изнутри войлоком и чёрным сукном, что бы изолировать обследуемого от внешних раздражителей.
Я попыталась найти в интернете труд А. А. Ющенко в «Условные рефлексы ребенка» (1928 год). Но он, похоже, есть только в оффлайн-библиотеках. Если кто найдет, напишите, пожалуйста!
Также не смогла найти англоязычную версию фильма "Механика головного мозга", о которой также пишут в комментариях. Если дадите ссылку - буду благодарна.
И все же, нужны ли опыты на животных для обучения медиков?
Подписывайтесь на мой канал. Пишу обо всем понемногу: о детях, работе, медицине, отношениях, о том, что мне интересно.
Также публикую историю борьбы за жизнь моего мужа после удаления большой опухоли мозга. Моя первая статья здесь.
Спасибо, что прочитали, ставьте лайки, если понравилось!