С инфляцией в её чистом виде мы с вами столкнулись с переходом СССР к "рыночным" отношениям. Разумеется, она присутствовала и раньше: в форме вымывания дешевых товаров (колбаса молочная - докторская - диабетическая, помните? 1.60 р. - 2.10 р. - 2.80 р., хотя, по сути, один и тот же продукт), в форме торговли с наценкой из-под прилавка, чуть позже, в конце горбачевских времен - в форме ухода всей торговли в частно-кооперативный сектор... Но с "чистой", "рафинированной" инфляцией - тупым ростом цен на всё-всё-всё - мы встретились только при Ельцине.
Каких только причин инфляции ни называют "экономисты"! И "контрабандный вывоз золота", и "избыточные социальные расходы государства", и даже "монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы" - читай, не даёт бедному капиталисту установить рабочий день в 12 часов, а зарплату на уровне двух пачек "Доширака" в день. Кстати, где вы видели у нас профсоюзы, уж не говоря об их монополии?!
Еще они любят говорить о том, что, якобы, деньги обесцениваются, если их в экономике "слишком много": так сказать, деньги - это тоже "товар", и, когда "предложение" этого товара превышает "спрос", то и деньги начинают обесцениваться.
Короче, инфляция неизбежна, это "макроэкономический процесс", и с ней надо смириться. Жить, делая поправку на инфляцию в повседневных привычках.
На самом деле, это все ложь. Ну, или, будем политкорректны, заблуждение.
Откуда же, на самом деле, берется инфляция?
* * *
При всем многообразии возможных форм инфляции, в нашем отечестве существует одна-единственная: инфляция, порождаемая монополизмом продавца. Ну, или, инфляция "рынка продавца". В чем она заключается?
Предположим, что ВЦИОМ, или Левада - да кто угодно! - проведет опрос, по какой цене люди готовы купить... ну, скажем, литр молока. Результат отобразим в виде гистограммы - распределения количества людей, готовых купить молоко за цену в указанном интервале, к примеру, на рисунке внизу молоко за 60 рублей выразили готовность купить примерно 500 человек из числа опрошенных.
Данная гистограмма демонстрирует ожидания покупателей на рынке. Если бы и количество продавцов, и количество покупателей было бы бесконечно большим, то каждый покупатель нашел бы себе молоко по желаемой цене, и средняя цена на рынке соответствовала бы средневзвешенной нашей гистограммы.
Однако, к великому сожалению, ни количество покупателей, ни количество продавцов - не бесконечно. Поэтому мы сразу можем отбросить возможность купить молоко по 10-30 рублей за литр (просто не найдется продавцов с таким низким уровнем издержек или с настолько большой необходимостью срочно продать молоко), да и количество покупателей, готовых платить 110-120 рублей, окажется гораздо меньше, чем число продавцов, желающих выставить такую цену на прилавке. То есть, исходную гистограмму мы сразу же грубо "усекаем" до разумной ширины: от 30-40, до 80-90 рублей за литр.
Отклонения от идеального рынка на этом, впрочем, не заканчиваются. Почти всегда на рынке либо изобилие продавцов, либо - гораздо чаще - количество покупателей куда больше, чем число продавцов. Реальный "рынок" всегда либо "рынок покупателя", либо "рынок продавца". Строго говоря, наш обычный потребительский рынок практически всегда относится ко второй категории. Его еще можно назвать монополизированным рынком - потому что производителей товара очень немного, товара также производится немного (в сравнении с полным спросом - суммой всех столбиков на гистограмме, кроме нулевого), и продавец практически всегда может установить цену на товар, не оглядываясь на конкурентов.
Что это означает? Продавец устанавливает цену на свой продукт, исходя из максимизации получаемой прибыли. В рассматриваемом случае продавец установит цену такую, что число покупателей, готовых приобрести товар по этой цене, будет чуть меньше, чем объем предлагаемого товара.
Как это выглядит в нашем примере с молоком? Пусть произведено 1000 литров молока. 15 человек готово купить по цене 110 и выше, 40 - по цене 100, 190 - по цене 90, 345 - по цене 80, 440 - по цене 70... Стоп! Уже 1030. Ставим цену 72 рубля за литр, отсекая тем самым примерно 90 "лишних" покупателей, и продаем 940 литров молока по этой цене. Лишние 60... ну, скажем, выливаем в канаву. Или отправляем на свиноферму по 5 рублей за литр. Неважно: мы выжали реальный максимум из данного количества покупателей. Можно, конечно, повозиться с "тонкой настройкой", подобрать цену в 71 рубль, и продать, таким образом, еще 44 литра... Но дополнительная прибыль на этой оптимизации уже составляет около 3%, овчинка вряд ли стоит выделки. Тем более, что кто-то из нижних сегментов гистограммы вполне может "сломаться" и купить-таки наше молоко даже по 72 рубля: к примеру, у него болеет ребенок, и его надо поить горячим молоком.
Вернемся к инфляции. Рынок труда устроен так, что человек постоянно ищет "где лучше" - где он сможет получать большую зарплату. А работодатель, как правило, вынужден ему потакать - "другого народа у меня для вас нет". Более того, есть значительное количество "наемных работников", которые могут непосредственно влиять на размер своей зарплаты - и, уверяю вас, они его не уменьшают. Таким образом, доход среднего покупателя в современном мире постоянно растет, а вместе с ним растет и его покупательная способность. Что это означает для продавца?
Для продавца это значит, что всё больше и больше покупателей готово купить молоко по более высокой цене. А значит, потихоньку, по цене 72 рубля начинает раскупаться все больше молока. И в какой-то момент появляется возможность "оптимизировать" доходы... банально подняв цену. Фактически, рынок продавца организовывает инфляцию просто как компенсацию роста уровня жизни в стране.
Это и есть та самая инфляция, с которой мы живем с начала нового века. В отсутствие конкуренции между продавцами, при ненасыщенном рынке, рост доходов населения не стимулирует потребление или рост уровня жизни, а банально подталкивает инфляцию.
Что произойдет, если на рынок выйдет новый продавец, с дополнительными объемами товара? собственно, это мы не так давно наблюдали: политика "импортозамещения" спровоцировала некоторое число бизнесменов запустить новые птицефабрики, и количество тушек кур на рынке существенно выросло. Чтобы реализовать большую часть произведенного, продавцы оказались вынуждены понизить цены так, чтобы задействовать "нижние" сегменты гистограммы. И цена на курятину упала с 95-105 рублей за килограмм до 82-84. Впрочем, "лишним" бизнесменам быстро объяснили их неправоту, и эти "лишние" тушки кур поехали в Китай, а у нас цена вновь поднялась до 105, и даже 114-120 рублей за килограмм (конкретно сейчас вновь спустилась к 100). "Что поделать", вздыхают продавцы, "издержки производства выросли". Не помню точные цифры, но это - ложь: стоимость курятины находится где-то на уровне 35-40 рублей за килограмм. Всё остальное - это классическая монопольная прибыль, максимизированная в соответствии с принципами "рынка продавца".
Что случится, если гистограмма, по какой-то причине, сдвинется влево - к более низкому уровню желаемых цен? В первый момент продавец-монополист "пойдет за рынком", и понизит цену на продукцию, чтобы не терять произведенный, но не проданный товар. Однако, по мере приближения к уровняю реальных издержек, он начнет задумываться о... нет, не о сокращении издержек! это дело сложное, и довольно затратное. Сокращение издержек выгодно только государству и происходит только в том случае, когда государство прямо или косвенно его спонсирует. Продавец задумается о сокращении производства. И сократит его, подняв цены, при этом, так, чтобы вернуть свои доходы до сокращения производства. Если это, конечно, возможно: если сокращение производства не слишком масштабное.
* * *
Подытожим: инфляция в 2.5% в январе 2020 года, о которой нам сообщил Росстат, говорит о том, что наши с вами (включая покупателей "Гелендвагенов" и вилл на Рублевке - ведь цены на автомобили и жилье тоже учитываются при расчете инфляции, так ведь?) доходы за прошедший год выросли примерно на 2.5%. Ну и, когда правительство рапортует о победе над инфляцией, нам с вами радоваться нечему: это наши доходы заморожены, и продавец-монополист просто не имеет возможности поднимать цены...
Продолжение следует...