Думаю, сложно поспорить с феноменальностью автомата Калашникова – можно подискутировать на тему «честности» разработки, можно поискать какие-то минусы – но все это перекроет его надежность и простота. Это свойство и взрастило американскую любовь к АК, которую стимулировала низкая надежность своего оружия. Сегодня мы поговорим об использовании советских автоматов американскими «коммандос» во Вьетнаме.
Kalashnikov
Практика захвата трофейного оружия с поля боя – давняя традиция. Солдаты видели в этом символизм, офицеры – военную необходимость, а политики – пространство для диверсий. Во Вьетнаме для США трофеи покрывали все нужды. Так, в 1966 году американские силы в Индокитае получают новейшую винтовку M16 – легкую, удобную – с обилием пластика и алюминия в конструкции. Но уже в следующем году потребовались десятки усовершенствований: узлы M16 ржавели, гильзы разрушались, канал ствола покрывался коррозией – и многое другое. Проще говоря, у солдат не было пригодного оружия. Советские автоматы, которые щедро поставляли Вьетконгу, на этом фоне выглядели насмешкой над американской промышленностью: помимо надежности, АК обладал конструктивными преимуществами.
Так, магазин советского автомата вмещал 30 патронов – против 20 в М-16. Более того, характерный звук выстрела из АК позволял запутать противника, а трассирующие 7,62-мм пули оставляли зеленные трассеры – вместо красных от патронов стандарта NATO.
Первыми автомат противника оценили бойцы Navy SEAL (Морские котики), использовавшие трофейные АК. Во-первых, он не подводил – в отличие от M-16, а во-вторых, «нестандартный» звук выстрела сбивал с толку противника, помогая выиграть несколько секунд и не выдать позицию.
Помимо единичных случаев, партии оружия и боеприпасов американцы захватывали после рейдов по поиску партизан. Сюда же относятся перехваченные поставки, попадавшие американцам – вместо Вьетконга. Так, один из отчетов, на который ссылается писатель-ветеран Мартин Докери, указывает на цифру в 7400 боеприпасов к АК – за один рейд. Но это были мелочи.
AK – Made in USA
Когда в арсеналах вьетнамской группировки армии США скопилось достаточное количество советского оружия, стратеги из Пентагона нашли ему хитрое применение. Так, государственные подрядчики начали производство патронов советского образца – без каких-либо маркировок и опознавательных знаков. Это позволяло вооружить диверсантов для рейдов по Северному Вьетнаму, Лаосу и Камбодже, не боясь «наследить». Получалось эффективно: Вашингтон официально не участвовал в конфликтах на этих территориях – участвовали какие-то местные партизаны, купившие АК на черном рынке. Почему нет?
За подобные миссии отвечало подразделение MACV-SOG (Высшее командование по военной помощи Вьетнаму – отряд исследований и наблюдений). Вместе с коллегами из Южного Вьетнама, они регулярно совершали рейды на территорию противника – для саботажа, охоты на колонны, и сбор данных. Основным оружием бойцов MACV-SOG стали АК, более того – по заказу группы инженеры Армейской лаборатории сухопутных сил модернизировали шесть Калашниковых. Автомат получил усовершенствованный прицел и глушитель. Что примечательно, вместе с АК американские диверсанты получили немецкие пистолеты Walther PPK\S.
Антиреклама АК
Несмотря на плюсы использования советских автоматов, американские военные понимали репутационные потери, которые несет им слава русского оружия. С одной стороны – солдату было все равно: пусть «Калашников» и сделан в СССР – но он же работает! Радовались и разведчики, которые безнаказанно оснащали диверсантов оружием из перехваченных поставок. Но с другой стороны – это било по моральному духу американского контингента: победы не видно, потери большие – еще и винтовка не стреляет – в отличие от советского аналога. Надо было что-то делать.
В 1967 году специалисты Объединенного комитета начальников штабов инициировали план «Старший сын». Для реализации плана задействовали так называемых «Земных Ангелов» - перебежчиков и внедренных агентов из армии Северного Вьетнама. Эти бойцы проходили подготовку в американских лагерях, после чего их использовали для сбора данных, саботажа и похищения северовьетнамских офицеров.
Новое задание предполагало разрушение не зданий или живой силы противника, а морального духа. «Ангелы» проносили «специальные патроны» на склады боеприпасов Вьетконга – что приводило к жертвам и поломкам оружия. Один патрон из каждого магазина заменяли «модернизированным» - с фугасным взрывчатым веществом вместо пороха. Это в пять раз превышало давление в канале ствола, что вызывало отскок ствольной коробки в голову бойца. Целью операции было внушение страха и неуверенности в надежности и безопасности оружия из СССР и Китая. Правда, в 1969 году американские журналисты написали об успехе операции в The New York Times, что позволило противнику выявить причины неудач.
Тем не менее, ущерб был нанесен – уже в следующем году американским разведчикам запретили поднимать трофейные АК, так как с высокой вероятностью они пришли в негодность, и стали опасными для своих же пользователей.
Итоги
Несмотря на изощренные методы, фиаско американцев во Вьетнаме это не отменило. Но АК еще пригодились. Так, из захваченных арсеналов 27 тысяч АК и почти 3 млн патронов было передано мятежникам в Камбоджу, возглавляемым генералом Лон Нолом.
После окончательного вывода американского контингента из Вьетнама, множество советских образцов оружие осело в американских арсеналах. Помимо музеев, их использовали в качестве учебных пособий, и для тренировки сил специального назначения. А когда «железный занавес» самоустранился, партии АК отправились к новым борцам за новый порядок.