В военных достижениях мы часто привыкли слышать что отечественная техника является одной из самой лучшей и удачной на мировой арене, в той или иной степени это действительно факт признанный и западными державами. Но разнообразие технических решений в мире очень велико, и сегодня хочу рассказать вам об уникальной машине разработанной для Шведской армии в 60-х годах прошлого столетия. Это основной боевой танк Stridsvagn 103 (Strv.103) также известный на Западе как «S-танк» (англ. S-tank — «шведский танк»)
Первой что бросается в глаза это его внешний вид. Спроектирован он по нестандартной компоновке, поворотная башня как таковая полностью отсутствует, а орудие размещено в корпусе. И тут возникают первые же вопросы зачем и почему? Здесь надо вернуться немного назад в историю, в 60-х годах прошлого столетия Шведской армии понадобился собственный танк для укомплектования частей. К машине предъявлялся ряд требований, она должна быть хорошо защищена, иметь мощное вооружение, хорошую проходимость и пожалуй одно из главных требований, то что новый танк должен обязательно плавать! Это обусловлено географическим моментом, в Швеции более 95.000 озер и различных рек. Разумным решением соблюдая все условия, оставалось отказ от башенной системы. Кроме того это значительно снизило силуэт и заметность танка.
Как он стреляет? Орудием танка является 105-мм пушка, оснащенная кстати автоматом заряжения. Орудие жестко и неподвижно закреплено в корпусе, наводка на цель осуществляется поворотом и наклоном всего корпуса, в чем помогает электрогидравлическая система завязанная с подвеской. Поворот на 90 градусов занимает 2-3 секунды. Дистанция для попадания в цель типа «танк» оценивается в 4 км. Скорострельность до 15 выстрелов в минуту, при этом нужно обязательно делать короткие остановки для прицеливания, что конечно является минусом. После выстрела подвеска возвращает корпус в прежнее положение для повторного выстрела. Прицеливание и стрельбу могут вести как водитель так и командир.
Впервые в мире танк был оснащен сразу двумя двигателями, дизельным и газотурбинным. Причем что интересно двигаться можно было как и на двух сразу, так и на каждом по отдельности. Коробка передач имела всего две ступени. Примечательно и тот факт что управлять танком может любой из трех членов экипажа, механик-водитель, командир, или радист сидящий лицом к корме за мехводом, ему очень удобно вести машину при заднем ходе, что было идеально для организации засад.
При всех своих плюсах все таки машина страдала увесистыми минусами. При повреждении ходовой части основное орудие становилось бесполезным, танк не мог обороняться, кроме того двухдвигательная установка была достаточно трудоемкой и ненадежной, высокая стоимость танка и отставание по бронированию в 80-х годах вынудили Шведов искать ему замену. Всего было выпущено 335 машин в период с 1966-71гг. Использовались до 90-х годов, затем заменены на немецкие Леопард-2.
До новых статей!