Найти тему

Борис Михайлов: «У нас с Зингером была договоренность...»

Харламов - Петров - Михайлов
Харламов - Петров - Михайлов
Надо ли было нас настраивать на «Спартак»? Конечно, нет, – говорит Михайлов. – Эти матчи – главные для нас в чемпионате страны. Когда я при- шел из «Локомотива» в ЦСКА, спартаковцы были чемпионами. Армейцы только и ждали случая, чтобы с ними поквитаться, взять реванш. Стоит ли говорить, что эти дерби прохо- дили от ножа? С переменным успехом.
Я тогда выходил в третьей тройке с дядей Веней Александровым и Владимиром Петровым. А против звена Старшинова Тарасов выпускал «систему» – пятерку Ионова. Но опекать лучшего центрального нападающего «Спартака» поручал крайку Моисееву. Юрий Иваныч был этаким живчиком, много и быстро перемещался и должен был перекрывать Старшинову кислород. Нередко ему это удавалось.
Порой доходило до смешного: спартаковские лидеры чуть ли не период мариновались на лавке в ожидании удобных соперников. Сейчас эти тренерские ходы называют наложением.
Когда в ЦСКА закрепился Валерка Харламов, мы чаще всего выходили против звена Шадрина. Там все время менялся правый нападающий – то Зимин, то Мартынюк, потом Шалимов. Ребята быстрые, рукастые, техничные. Иногда они нас побеждали, иногда мы – их.

— Вратарю Виктору Зингеру трудно было забить?

– Я всем забивал, и Зингеру тоже. У меня с ним была договоренность: если я въезжаю в площадь ворот, он бьет меня клюшкой по голеностопам. Старались жить мирно, но иногда случались конфликты.

1967 год. Виктор Зингер
1967 год. Виктор Зингер

— Правда, что Моисеев бросал с острого угла в голову Зингера?

– Я об этом ничего не слышал. У меня были другие фирменные приемы.

— Помните, как Анатолий Тарасов в дерби, решавшем судьбу чемпионства, увел команду в раздевалку?

– Помню. Я в тот момент находился на льду. Петров забил гол,
а судьи заявили, что время перед сменой ворот истекло. Тарасов увел команду в раздевалку. Потом пришел помощник Брежнева. Сказал, чтобы мы вышли и продолжили игру. Пришлось подчиниться. С Тарасова сняли звание заслуженного тренера. Прав- да, быстро вернули. А тот матч мы проиграли. Значит, были слабее.

— Что еще запомнилось из истории великого противостояния «Спартака» и ЦСКА?

– Помню, как на матч пришел Фидель Кастро со своим братом Раулем. Армейцы победили 7:6. Кубинцы спустились на лед, расспрашивали нас о хоккее, потом все вместе фотографировались. А в конце они пригласили нас на Кубу. Но мы не поехали. А ведь так хотелось там побывать!

— Сейчас градус дерби упал?

– Не согласен. Когда я тренировал ЦСКА, мы всегда выходили на «Спартак» как на последний и решительный бой. Да и сейчас матчи непримиримых соперников проходят интересно, какие бы места они ни занимали. Помните, как готовились армейцы к матчу со «Спартаком» на старте чемпионата, когда в клуб пришел Сергей Федоров?

И проиграли 0:1, огорчив своих болельщиков? Так часто бывает, когда тебя переполняет чувство ответственности. Мы тоже как- то проиграли «Спартаку» 1:6

в День Советской Армии 23 февраля. Много разговоров было тогда на эту тему.