Найти в Дзене
Синематека

Кукловод

В рамках рубрики "Триумфаторы" расскажем о фильмах, которые снискали себе славу и признание публики в последние годы. Начнем с ленты "Власть", открывающей истинное во всех смыслах лицо американской политики - и несмотря на столь щекотливую тему, заработавшей немало номинаций в минувшем наградном сезоне.

Три года назад режиссёр Адам МакКей в картине "Игра на понижение" с легкой непринужденностью фокусника, объясняющего секреты карточных трюков, показал нам изнанку мирового экономического кризиса, сокрушившего основные финансовые институты в 2008-м. Теперь постановщик взялся за еще более амбициозную задачу — продемонстрировать оборотную сторону последних десятилетий американской истории, вскрыв подноготную главных внешнеполитических авантюр властей США, через призму жизненного пути человека, имевшего к этим событиям самое непосредственное отношение. Бывший глава администрации, министр обороны и вице-президент Дик Чейни основательным образом приложил руку к значительной части этих самых авантюр, и МакКей блестяще справляется с поставленной целью, умудрившись не удариться ни в конспирологию, ни откровенную пародию и не пытаясь при этом написать новый учебник по истории. Он просто берет несколько выдающихся артистов современности и вновь с их помощью буквально на пальцах объясняет, как все было и почему так произошло. С все тем же грациозным изяществом проводя нас в этот раз в закулисье американской политики, режиссер рисует портрет противоречивого и неоднозначного, но — отдадим должное — твердого в своих убеждениях, человека на фоне меняющихся эпох, чередуя основные исторические вехи с порой почти карикатурным изображением американского истеблишмента. Человека, который, к слову сказать, вовсе не стремился эту самую власть в своих руках удержать — нет, он её скорее препарировал, с увлеченностью ученого исследуя её сущность, пределы и возможности.

При этом о сухом энциклопедическом языке, разумеется, и речи не идет — тут вам не стандартный байопик, и уж тем более не экранизация статьи из Википедии. Ставший уже фирменным стиль повествовании, необычный выбор рассказчика, замечательная (само-) ирония. Сцену после титров следует и вовсе официально признать самой смешной и органично вписывающейся в фильм сценой после титров за последние годы — никакие комиксы и рядом не стояли. О шедевральных актерских работах и говорить нечего: каждый выход Кристиана Бэйла, Стива Каррелла, Эми Адамс или Сэма Рокуэлла — это маленький бенефис и ода их мастерству. О чем говорить, если даже Тайлер Перри стопроцентно попадает в образ и, похоже, впервые в истории человечества не претендует на «Золотую малину»… Вообще говоря, «Власть» следовало бы показывать вместо последнего (ужасного) сезона «Карточного домика». В конце концов, реальность ведь всегда подбрасывает сюжеты и образы куда интереснее, чем могут придумать все унылые сценаристы Netflix вместе взятые. А Адам МакКей, похоже, утвердился в статусе главного певца от кинематографа всех тайных пружин и скрытых от глаз механизмов — тех самых, что оказывают влияние на жизнь каждого, но о природе которых едва ли многие задумываются.

Один из самых неординарных фильмов года. Восьмикратный номинант состоявшейся 24 февраля 2019 года премии «Оскар». Обладатель премии «Оскар» в категории «Лучший грим и прически».