Приветствую ценителей прекрасного! Сегодня мы поговорим об истории становления жанра натюрморта. Коротко, тезисно, с примерами. Обещаю, будет интересно!
Первые натюрморты - откуда всё пошло?
Как оно часто и бывает, всё пошло из древнего Египта. Первыми прототипами натюрмортов можно считать роспись стен гробниц разными предметами быта. Такие же мотивы в декоративной живописи встречаются и в Древней Греции и Риме.
Если же говорить, о более приближенных к сегодняшнему пониманию натюрмортов, то первым таким принято считать "Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом" кисти Якопо де Барбари, 1504 года. До этого натюрморт был лишь частью композиций на полотнах художников.
Однако многие историки искусства, называют первым полноценным натюрмортом работу Караваджо, которую вы увидите чуть ниже:
А дальше - пошло и поехало. Появились новые поджанры натюрморта, каждому изображённому предмету приписывались свои значения. Одно время в Европе даже продавались большими тиражами трактаты о значениях изображаемых предметов на натюрмортах.
В 1603 году появляется новый поджанр - натюрморт Veritas - это картина с изображением человеческого черепа, символизирующий скоротечность жизни.
Дальнейшее развитие жанра связывают с тюльпанной лихорадкой в Голландии - в натюрмортах появляются цветы. Случилось это примерно в 1620х годах. В то время купить натюрморт с цветами было гораздо дешевле, чем позволить себе живые тюльпаны. Вот вам пример одного из натюрмортов с этими прекрасными цветами:
А далее практически в течение 20-30 лет появляются такие поджанры натюрморта как охотничий натюрморт, накрытые столы для завтрака, научный натюрморт с гиперреализмом и иллюзиями.
В Россию натюрморт приходит в 18 веке, где является одним из классических тем для академической живописи. На нём студенты в академии оттачивают навыки рисунка на 2 и 3 курсах обучения.
Следующий виток в развитии жанра приходится на конец 19 века, с появлением импрессионизма и прочих новых течений, где служит основным сюжетом для экспериментов со стилями и поиском новых выразительных инструментов.
Художники 20го века так же не упускали возможности проверить и обкатать свои новые идеи на натюрмортах. Это было свойственно Пикассо, Магритту, Дали и многим другим.
Во второй половине 20 века основным движущим вектором развития жанра стала реклама - многие художники работали над созданием рекламных материалов с целью показать продукт как можно выгоднее. Высмеивали этот подход в своём творчестве Уорхолл и Розенквист.
Актуальное же искусство, пошло ещё дальше - сегодня натюрморт это не столько картина, сколько инсталляция, зачастую ещё и мультимедиа инсталляция с дополненной реальностью.
Вместо послесловия
Надеюсь вам понравилось следить за развитием натюрморта в истории искусств и вы почерпнули для себя новые знания!
Ну а пока ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии, если есть какие-либо пожелания по тому о чём вам захочется спросить или почитать, я всегда рад обратной связи.