Инки жевали листья коки (или куки – в языке кечуа звуки «о» и «у» не различаются). Этот кустарник растет на небольших высотах в теплых долинах. Листья коки являются бодрящим средством при усталости или голоде, они предотвращают судороги и появление язв. Для извлечения активных веществ листья жуют вместе с известью. Кокаина сырые листья не содержат, он появляется лишь при фабричной обработке, поэтому от употребления коки индейцы не делались наркоманами. Вместе с тем частое употребление коки истощает организм. После прихода испанцев коку жевали индейцы, которых заставляли работать в серебряных рудниках. Эти люди могли не принимать пищу по несколько дней, но долго не жили.
Индейцы использовали коку не столько как стимулирующее вещество при тяжелом труде, сколько в ритуальных целях. Её жевали во время любых социально значимых церемоний и встреч. На сосудах культуры моче, относящихся к III–VI векам н.э., часто изображены люди с мешочками листьев коки и с сосудиками из тыквы, в которых находится известь. Наверное, это шаманы, хотя почему именно подобный сюжет привлек внимание ремесленников, мы вряд ли узнаем.
Плантации коки высоко ценились, и собственность на них считалась важнейшей привилегией. В перуанских архивах сохранилось немало документов, отражающих ход судебных тяжб между группами индейцев за право владения плантациями. Кока растет далеко не везде. Идеальным местом для нее являются ущелья, по которым текут к океану речки, начинающиеся высоко в горах. Пригодных для земледелия земель в подобных каньонах мало, поэтому спрос на листья коки всегда превышал предложение.
Подвеска для носа
Кокой дело не ограничивалось. Индейцы Южной Америки употребляли также сильные галлюциногены. Несомненные свидетельства подобной практики в Центральных Андах появляются во II тысячелетии до н.э. Это специальные дощечки для всасывания с них наркотического порошка через нос, и одна из них найдена на побережье Перу. Однако использование сильнодействующих наркотиков могло начаться в Новом Свете значительно ранее II тысячелетия до н.э., так что от археологов нам еще предстоит узнать много интересного на сей счет.
Главным сильнодействующим наркотиком являлась так называемая аяуаска. Это дерево Anadenanthera peregrina, относящееся к семейству бобовых, семена которого вызывают галлюцинации и другие эффекты, в частности обильные выделения из носа. Изображения листьев и стручков аяуаски нередки в культурах чавин (1000–500 до н.э.), уари и тиауанако (550–900 н.э.). Судя по контексту, аяуаску должны были принимать жрецы или правители . Инки, по-видимому, отказались от демонстративного и публичного приема наркотиков, но аяуаска была известна и в эпоху конкисты.