Скоро выпускные вечера. По хорошим традициям на них играли наши доморощенные школьные ансамбли.
Скоро выпускные вечера. По хорошим традициям на них играли наши доморощенные школьные ансамбли.
Недавно рылся в своих архивах и обнаружил забавный артефакт родом из 70-х годов прошлого века - тетрадный лист со списком песенок, под которыми стояла виза завуча нашей школы. Это оказался репертуар, разрешенный к исполнению на школьном вечере. Сразу нахлынули воспоминания…
1977 год. Мы с друзьями идем на прием к директору с просьбой разрешить организовать в школе вокально-инструментальный ансамбль. Аппаратура и инструменты на балансе учебного заведения имелись, но они просто пылились в красном уголке. Директор, внимательно оглядел нас… «подстригись!» указал он Эдику (потенциальному соло-гитаристу нашей команды). Наведя порядок в куаферной сфере, перешли к сути вопроса. «А зачем нашей школе ансамбль? Хотите петь – идите в школьный хор. Там парней не хватает, будете исполнять народные песни». Идея ВИА повисла на волоске. Однако наше желание создать ансамбль было настолько велико, что пришлось пойти на хитрость.
- Уважаемый, Евгений Семеныч, - говорю я, - мы же не просто так пришли. Городской комитет комсомола принял постановление – в каждой школе должен быть ВИА. Репертуар – патриотические песни и гражданская лирика. Кстати, накануне годовщины Великого Октября, планируется проведение городского конкурса вокально-инструментальных ансамблей. А мы еще даже к репетициям не приступили… Кто будет честь школы защищать?
- А… так это комсомольцы инициативят, - директор призадумался – Тогда разрешаю. Будете играть на школьных мероприятиях и готовьтесь к городскому конкурсу. Ключи от музыкалки возьмете у учителя пения, а репертуар согласуете с завучем Ириной Максимовной.
Опасения директора можно было понять. В середине 70-х отечественная пресса пестрела статьями, где прямо говорилось: «…Рок-н-ролл придумало ЦРУ, дабы подорвать наши моральные устои. Элвис Пресли типичный рупор загнивающего капитализма. Рок – это музыка низменных инстинктов» и т.д. и т.п. Надо отдать должное партийным идеологам – запрещая что-то, они всегда предлагали альтернативу. В данном случае, альтернативой являлся проект «Идеологически выдержанного ВИА», который позволял контролировать репертуар и внешний вид исполнителей. А это уже немало!
В стране оперативно наладили выпуск отечественных электрогитар и репетиционно-концертной аппаратуры. Где-то в 1974 году был осуществлен целенаправленный завоз инструментов и усилителей в каждую школу, техникум, ПТУ и вуз. Стандартный набор состоял из бас-гитары, двух ритм-гитар, ионики, барабанов, пары микрофонов. К ним прилагались два усилителя с колонками 15 вт, через которые пускались вокал, клавишные и гитары. Для басухи полагался отдельный усилок с низкочастотными динамиками. Итак, учитывая близость нашей школы к Ростовской фабрике музыкальных инструментов, в репетиционной комнате нашлись две «Аэлиты» и бас «Кавказ». Ионика вроде была ГДР-ской сборки.
Скажем честно, лабать патриотическую лабуду, которую исторгал из себя Союз советских композиторов, нам абсолютно не хотелось. Близился Новый год, а с ним близился школьный вечер с танцами, где нашему вокально-инструментальному ансамблю предстояло дебютировать. Мы уже отшлифовали программу, но… она сплошь состояла из хитов западных рок-исполнителей. Что делать?
И выход был найден!!! Именно об этой «находчивости» мне и напомнил листок из архива, с разрешающей визой завуча. Вот, что там было написано:
«Репертуар школьного ВИА «Красный телефон» на Новогодний вечер в школе №2, который состоится 25 декабря. Начало мероприятия в 18-00. Место проведения - актовый зал.
Разрешено к исполнению:
1. El Bimbo, автор - член Французской Компартии тов. Поль Мориа в сопровождении оркестра музыкантов, сочувствующих СССР
2. Песня югославских партизан «Красное знамя» («Bandiera Rossa»);
3. «Голубой вагон» песня из м/ф «Чебурашка и Крокодила Гена»;
4. Народная кельтская песня «Вчера» (поется в переводе на русский язык);
5. Песня «Капитализм не приносит мне удовлетворения» (оригинальное название I Can’t Get No - The Rolling Stones);
6. Песня большого друга СССР, выходца из России, Джо Дассена «Taka Takata»;
7. Лирическая песня «Звездочка моя ясная» (автор Стас Намин, внук Председателя Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояна);
8. Песня протеста «Рубиновый вторник» - рассказывает о разгоне первомайской демонстрации в Чикаго в 1878 году;
9. «Хочу в СССР» (Back in USSR) - песня британского безработного, который мечтает приехать и счастливо жить в Советском Союзе;
10. Юмористическая «Песенка студента» Давида Тухманова (член Союза композиторов СССР);
11. Композиция «Маленькое крыло». Автор Джимми Хендрикс двоюродный брат американки-коммунистки Анжелы Девис, борца за свободу негров.
12. Шуточная песня-пародия из м/ф «Бременские музыканты» - «Весь мир у нас в руках!».
Завершение танцевальной программы в 19-20 ч.»
Внизу листка было размашисто написано «Разрешаю» и подпись завуча.
Концерт прошел «на ура!».
Мы легко обманывали школьный худсовет, в лице завуча, утверждая, что играем музыку протеста прогрессивных западных исполнителей и ансамблей. Интересно, но это "прокатывало". И в середине 70-х местные поклонники рока могли услышать любимые хиты, пусть даже в таком сомнительном качестве, которое выдавал наш школьный ВИА.