Вечером 2 июня на бывшем городском аэродроме "Северный", на ВПП аэроклуба "Авиа-54" приземлился "пожилой" АН-2, из которого на летное весело высыпало 11 человек. Это была команда польской авиаэкспедиции, рискнувшая совершить авиаперелет из Польши в Японию и обратно. Как и почему был выбран это маршрут? Что бы понять, обратимся к истории, к далекому 1926 году. Тогда польский экипаж в составе пилота пилота Болеслава Орлиньского (Bolesław Orliński) и механика Леонарда Кубака (Leonard Kubak) совершил невероятное на тот момент достижение – перелетел на самолёте «Брегет» (Breguet) из Варшавы до Токио и обратно. Воздушная экспедиция через обширные, лишённые авиационной инфраструктуры просторы Сибири не была лёгкой. Смельчаки менее чем через месяц достигли цели с подрезанным крылом и практически неработающим двигателем. Успех поляков заметил весь тогдашний авиационный мир! Нынешние потомки тех смельчаков решили повторить их авиапутешествие, посвятив его столетнему юбилею авиации в Польше. Инициатором перелета выступил Фонд Ромуальда Коперского (Romuald Koperski), осуществляющий свою деятельность согласно устава ради «улучшения образа Польши в России и России в Польше». Помимо отдания почестей подвигу экипажа Орлинского руководство фонда видит в запланированном перелёте не только возможность увековечить подвиг польских героев, но также и возможность растопить лёд недоверия и недопонимания в отношениях между русским и польским народами. Во время многочисленных промежуточных посадок эмиссары фонда вместе с их российскими партнёрами запланировали многочисленные встречи в ходе которых будут обсуждаться общие достижения в сфере культуры и искусства и, прежде всего, те, которые несмотря на политические веяния навсегда соединили народы Польши и России. И первая встреча польской команды с встречавшими их новосибирцами показала, что делить представителям двух народов совершенно нечего. А вот приятно общаться - можно. Что и произошло на самом деле. - Наш полет проходит нормально, делится впечатлением КВС АН-2 Петр Войцеховский. Над территорией России везде прекрасная погода. На земле нам всегда рады и оказывают радушный прием. Будем надеяться, что так будет и в дальнейшем. Выяснилось, что "кукурузнику" (так у нас в народе называли АН-2) сорок пять лет! Выпущен был в далеком 1974 году в Польше. Но, не смотря на столь почтенный возраст, ветеран воздушных трасс чувствует себя прекрасно. Перед полетом польские специалисты основательно проверили его состояние и только после этого дали ему "добро" на взлет. Как уже писал ранее, в команде авиапутешественников одиннадцать человек. Среди них всего одна представительница прекрасного пола Александра Стефановская. Она тоже авиатор, Правда, летает Александра на планере. Но не смотря на это, не смогла отказать себе в участии в столь увлекательном путешествии.
В Японии, куда участники перелета планируют прибыть 10 - 12 июня, смельчаков ждут многие аэроклубы, входящие в AOПA (международная ассоциация защищающая интересы частных пилотов). Каков был прием польских авиаторов их коллегами из страны восходящего солнца, думаю, узнаем на обратном пути. Если все сложится хорошо, то к середине июля они снова станут гостями столицы Сибири.
В завершении несколько добрых слов в адрес Олега Кобзева и его супруги Екатерины. Олег является директором новосибирского аэроклуба "Авиа-54", который является членом AOПA, а супруга - его правой рукой. Олег и Катя периодически встречают воздушных путешественников из разных стран мира. Помогают в решении технических и иных вопросах и полноценно выполняют миссию народной дипломатии, опровергая порой весьма искаженные представления иностранцев о России и ее людях. Уверен - рано утром 3 июня поляки продолжив свой полет в направлении Красноярска покинули наш город с самыми добрыми воспоминаниями о городе и его людях. Это , согласитесь, дорогого стоит!