Найти тему
DFAKTOR

Каким должно быть cемантическое ядро

За последние несколько лет требования поисковых систем к контенту и качеству сайта масштабно ужесточились. Чем требовательнее поисковики становятся к факторам продвижения, тем больше важность максимальной проработки и детализации семантического ядра (СЯ) ресурса. Его полнота и структура напрямую влияет на продвижение и ранжирование сайта, поэтому к формированию базы запросов для отдельных страниц нужно относиться серьезно.

Разберемся, каким должно быть СЯ и что нужно для повышения его качества.

Определение всех базовых запросов или полнота — залог успеха

Хорошее СЯ — широкое СЯ, охватывающее главные и второстепенные запросы. Однако, с их количеством нужно быть осторожнее. Фразы и ключи должны на 100% отвечать тематике ресурса, соответствовать требованиям поисковиков по частотности и не содержать ошибок — дублей, слов, не несущих смысловой нагрузки, «стоп-слов». Для повышения качества семантического ядра нужно:

  • собрать все запросы, предусмотрев их синонимы и связанные фразы-ассоциации, географическую принадлежность ресурса/аудитории;
  • провести первичную кластеризацию и окончательную группировку с учетом потребностей аудитории — благодаря подробному СЯ контент будет структурированным, легкочитаемым и полезным для пользователей (и улучшит ранжирование);
  • присвоить каждому из запросов посадочные страницы и равномерно распределить ключи по сайту — для удобства можно сделать карту релевантности.

Чем полнее список запросов, тем больше шансов, что сайт заметит много потенциальных покупателей, в том числе тех, кто ищет не самые очевидные товары или услуги. Поэтому при сборе фраз нужно задействовать все возможные источники.

Источники сбора

Для сбора семантического ядра существует огромное количество инструментов — платных и бесплатных. Прежде всего, это статистика крупнейших систем — Google и Yandex Абсолютное большинство специалистов пользуется «Яндекс» WordStat — сервисом, позволяющим просто и без лишних затрат составить СЯ. Чтобы упростить его использование и расширить возможности, устанавливают ПО для автоматизации и расширения для браузера (например, WordStat Helper или Semantica для облегчения ввода вручную).

Чтобы получить как можно больше подходящих сайту запросов, необходимо заранее проанализировать его тематику и составить в ходе «мозгового штурма» ориентировочный список фраз, по которым пользователи ищут информацию. Если среди них попадутся низкочастотные, их можно будет откорректировать позже. Важно изучать успешные конкурентные сайты, в том числе их заголовки — это позволит собрать развернутую семантику и увеличить СЯ. Для работы можно использовать сервис SerpStat, анализирующий ключевые фразы по ссылкам конкурентов и подбирающий семантику.

Другие полезные ресурсы:

  • SeoPult и другие сервисы генерации ядра по конверсии и аналогам конкурентов;
  • сайты и базы Google Keyword Panel, с которыми можно работать онлайн;
  • платные инструменты — «Магадан», Rookee, KeyCollector и подобные сервисы имеют широчайший функционал для автоматизации сбора, анализа СЯ, подбора семантики.

Чтобы собрать запросы, профессиональные оптимизаторы также используют счетчики, отслеживающие фразы, по которым сайт выводится в ТОП, а также подсказки при вводе в строках поиска. Они помогают расширить базу ключевых фраз.

Парсинг вширь и вглубь

Синтаксический анализ информации на страницах сайтов в сети помогает быстро обработать огромный массив информации, отделить нужную от лишней и представить результат в удобном виде — как базу или электронную таблицу. Для парсинга тоже есть удобные инструменты — те же KeyCollector и «Магадан». Они и другие сервисы упрощают работу в облаке и фоне, уведомляют о завершении сбора по e-mail.

Чтобы расширить СЯ вглубь, используют Яндекс WordStat и запросы из его левой колонки. Результаты будут включать только слова и фразы, в которых содержатся основные ключи и их словоформы. При сборе вглубь сначала анализируются связи по словам, потом по найденным связям. Последовательность позволяет получить древовидную структуру «цепочек» между ключами.

Чтобы разнообразить СЯ, парсинг вглубь дополняют расширением. Для этого собирают ассоциативные фразы, которые выдаются под результатом поиска Google и «Яндекс». Парсинг вширь позволяет охватить запросы в неточной формулировке и фразы, поступающие от недостаточно осведомленных пользователей, знакомых с вопросом лишь приблизительно. Если нужно собирать фразы вглубь по средне- и низкочастотным запросам к конкретным высокочастотным, поиск вширь можно отключить, чтобы отображались только главные слова.

Кластеризация по выдаче и ручной доразбор

Собранные фразы нужно группировать по тематике, чтобы повысить эффективность продвижения. Без правильной семантики высокую релеватность и большой трафик получить сложно, пользователи уйдут на конкурентные сайты. Кластеризация СЯ необходима, она повышает качество обработки данных и, благодаря сервисам автоматизации, существенно упрощает и ускоряет ее.

Процесс можно разделить на два блока: группировку под цели пользовательского поиска и проверку совместимости. В группу нужно включать слова с единым интентом, поисковой задачей, чтобы одной страницей не продвигались противоречащие друг другу запросы. Нужно разделять коммерческие и информационные запросы и дополнять автоматизированную кластеризацию работой «вручную».

Безусловно, ручной отбор в Excel или Google-таблицах трудоемок, отнимает время и не подходит для сайтов с большим объемом ключей. Автоматические алгоритмы специальных сервисов (KeyAssort, KeyCollector, «МегаЛемма», MindSerp) максимально ускоряют процесс, одновременно анализируя положение слов в выдаче. Но нужно уточнять результат, вручную выполняя группировку по ТОПу и оценивая полноту запросов с одним интентом. Поэтому полуавтоматическую кластеризацию считают оптимальным способом.

Работу можно выполнять методом soft или hard — проверкой каждого запроса отдельно или сбором выдачи по фразам со сравнением пересечений. Второй вариант точнее, но для оптимизации по трафику можно пользоваться и первым. В целом полуавтоматическую кластеризацию выполняют так:

  • СЯ в виде файла с ключами загружают в автоматизированный сервис, выбирая региональность, задавая точность, частотнсть, параметры отбора;
  • сервис автоматически группирует кластеры с разнесенными по ним ключевыми фразами и выдает результат — как правило, в Excel-таблице;
  • файл в том же сервисе проверяют на дубли и затем сортируют вручную, отдельно по всем ключам;
  • на последнем этапе результат уточняют по смыслу, чтобы запросы точно отвечали целям пользователя, а сайт улучшал позиции в поиске.

Оформление в удобную таблицу

Базу ключевых фраз можно организовать в разном виде, но удобнее всего оформлять их как таблицы в Excel или документах Google. Такой файл станет основой для контент-плана и главным источником идей для него. С таблицей будет гораздо проще составить список основных тем по ключам, а на их основе — предварительные названия страниц.

Останется только уточнить наименование и включить в публикацию основные запросы. Это, кстати, не всегда наиболее популярный ключ, но и пренебрегать наиболее высокочастотными фразами нельзя — их можно использовать в качестве идей и отправных точек для написания текстов. Тогда они будут отражать потребности целевой аудитории, фокусироваться на информативности и полностью раскрывать тему.

На каждом этапе построения СЯ нужно помнить, зачем это делается и не передоверять всю работу ПО. Сервисы могут быстро собрать и структурировать слова, но реально оценить их значимость и правильно спланировать контент-стратегию может только специалист, который «видит» дальше чисто технической стороны вопроса.