Найти тему
дневник ролевика

Когда понты превыше всего: гоноровая сабля

Оглавление
На своем огороде и собака - пан.

Польская поговорка.

Слово "гонор" имеет два значения. Первое - чувство собственного достоинства, честь, эдакая самолюбивая гордость. Второе - гипертрофированный вариант всего вышеперечисленного: надменность без объективной причины, зазнайство, непомерно раздутое самомнение. Более того, в наше время слово "гонор" чаще всего употребляется именно во втором значении, первое - более старое, времен лихих зарубов запорожских казаков с польскими панами...))

"...Переведаемся на саблях?"

В Речи Посполитой XVI-XVIII века было в ходу несколько типов сабель, самые распространенные из которых - знаменитая карабела и так называемая "ордынка" (сказ о ней еще впереди). Ниже - один из вариантов богато украшенной карабелы:

А вот у казаков-запорожцев своего национального оружия не было. Потому что не были они, строго говоря, нацией в полном смысле этого слова. Автор данного блога придерживается мнения, что были они агромадной разбойничьей шайкой, хотя кто-то может этого мнения и не разделять...))

Более того - сабля, как я уже не раз писал, для казака-запорожца была оружием отнюдь не главным. Ведущую роль играли пищаль (а лучше несколько пищалей) и пика. Однако казацкая старшина, эдакое запорожское прото-дворянство, ценила сабли как показатель личного статуса. Грубо говоря, во времена Богдана Хмельницкого дело в казачестве обстояло примерно так: если у тебя нет сабли - ты голытьба, низовой казак, пушечное мясо. Есть сабля - пожалуй, за человека сойдешь...))

А на вершине этой иерархической цепочки стояли так называемые гоноровые сабли - атрибуты знатных казаков в ранге не ниже чем полковника.

Гоноровая сабля

Это не название типа клинка, а указатель на богатство отделки. Гоноровая сабля - признак олигарха районного масштаба, а потому она всегда очень богато украшена. Вот, например, образец того, что на Запорожье сошло бы за "гоноровку":

Турецкий позолоченный клыч (килич)
Турецкий позолоченный клыч (килич)

Но богатство отделки не было основной характеристикой этого оружия. Сего высокого звания удостаивались, как правило, лишь самые высококачественные клинки из сирийского дамаска или персидского либо турецкого булата (индийское оружие в Запорожье попадало редко - расстояние-с...).

Сами казаки оружия почти не делали, но у них встречались сабли всех типов, попадающиеся в Восточной Европе. Предпочтительным выбором была именно турецкая или персидская сталь - килич, шамшир и т.п. Польско-литовские сабли запорожцы по каким-то своим причинам ценили меньше. Возможно, дело в качестве металла: польская сталь высокопробной не считалась никогда. А возможно, еще и в том, что в моде были сильно искривленные клинки, тогда как кривизна польско-литовских сабель, если брать "в среднем по больнице", не настолько значительна, как восточных.

Стоимость такой сабли была очень высока. Некоторые клинки - голая полоса металла, даже без роскошного эфеса и ножен - выходили покупателю в цену небольшого стада овец или коров. Но дело того стоило: гонор превыше всего!

Забавный факт, кстати. Многие казацкие сабли, и гоноровые в том числе, обладают надписями на двух языках: арабской вязью - например, сура из Корана, и русскими буквами - "Спаси и сохрани", либо какой-нибудь девиз, вроде того,что был выгравирован на клинке небезызвестного Мазепы: "Правда в Бозе, а сила в руце".

Воззвание к Аллаху в данном случае первичнее, чем к православному Богу, поскольку сделано было раньше. Что ж, в принципе, это отражает национальный казачий характер: сегодня вместе с турками бьем поляков, завтра вместе с поляками - турков...

А нас-то за что?)))

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika