На своем огороде и собака - пан.
Польская поговорка.
Слово "гонор" имеет два значения. Первое - чувство собственного достоинства, честь, эдакая самолюбивая гордость. Второе - гипертрофированный вариант всего вышеперечисленного: надменность без объективной причины, зазнайство, непомерно раздутое самомнение. Более того, в наше время слово "гонор" чаще всего употребляется именно во втором значении, первое - более старое, времен лихих зарубов запорожских казаков с польскими панами...))
"...Переведаемся на саблях?"
В Речи Посполитой XVI-XVIII века было в ходу несколько типов сабель, самые распространенные из которых - знаменитая карабела и так называемая "ордынка" (сказ о ней еще впереди). Ниже - один из вариантов богато украшенной карабелы:
А вот у казаков-запорожцев своего национального оружия не было. Потому что не были они, строго говоря, нацией в полном смысле этого слова. Автор данного блога придерживается мнения, что были они агромадной разбойничьей шайкой, хотя кто-то может этого мнения и не разделять...))
Более того - сабля, как я уже не раз писал, для казака-запорожца была оружием отнюдь не главным. Ведущую роль играли пищаль (а лучше несколько пищалей) и пика. Однако казацкая старшина, эдакое запорожское прото-дворянство, ценила сабли как показатель личного статуса. Грубо говоря, во времена Богдана Хмельницкого дело в казачестве обстояло примерно так: если у тебя нет сабли - ты голытьба, низовой казак, пушечное мясо. Есть сабля - пожалуй, за человека сойдешь...))
А на вершине этой иерархической цепочки стояли так называемые гоноровые сабли - атрибуты знатных казаков в ранге не ниже чем полковника.
Гоноровая сабля
Это не название типа клинка, а указатель на богатство отделки. Гоноровая сабля - признак олигарха районного масштаба, а потому она всегда очень богато украшена. Вот, например, образец того, что на Запорожье сошло бы за "гоноровку":
Но богатство отделки не было основной характеристикой этого оружия. Сего высокого звания удостаивались, как правило, лишь самые высококачественные клинки из сирийского дамаска или персидского либо турецкого булата (индийское оружие в Запорожье попадало редко - расстояние-с...).
Сами казаки оружия почти не делали, но у них встречались сабли всех типов, попадающиеся в Восточной Европе. Предпочтительным выбором была именно турецкая или персидская сталь - килич, шамшир и т.п. Польско-литовские сабли запорожцы по каким-то своим причинам ценили меньше. Возможно, дело в качестве металла: польская сталь высокопробной не считалась никогда. А возможно, еще и в том, что в моде были сильно искривленные клинки, тогда как кривизна польско-литовских сабель, если брать "в среднем по больнице", не настолько значительна, как восточных.
Стоимость такой сабли была очень высока. Некоторые клинки - голая полоса металла, даже без роскошного эфеса и ножен - выходили покупателю в цену небольшого стада овец или коров. Но дело того стоило: гонор превыше всего!
Забавный факт, кстати. Многие казацкие сабли, и гоноровые в том числе, обладают надписями на двух языках: арабской вязью - например, сура из Корана, и русскими буквами - "Спаси и сохрани", либо какой-нибудь девиз, вроде того,что был выгравирован на клинке небезызвестного Мазепы: "Правда в Бозе, а сила в руце".
Воззвание к Аллаху в данном случае первичнее, чем к православному Богу, поскольку сделано было раньше. Что ж, в принципе, это отражает национальный казачий характер: сегодня вместе с турками бьем поляков, завтра вместе с поляками - турков...
А нас-то за что?)))
Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika
Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika