Доброго дня, дорогие подписчики и те, кто читает. Уже давно, в 2004 году, выпала мне честь работать социальным педагогом маленького района - 11 школ по разным деревням. Честь, надо сказать сомнительная, зарплата моя на тот момент составляла 1350 рублей, в аванс давали в районе 500 рублей и в зп остаток. И было мне на тот момент 18 лет, студентка-заочница филфака.
Но речь не о том. Пришла работать я в ноябре, пока вникала в должность выездов и посещений семей не было - только бюрократия. Первый мой выезд состоялся за 10 дней до Нового года.
Социальный педагог школы забила тревогу - мальчик ходит в школу голодный. Учителя в деревнях народ сердобольный, конечно, ребенка кормили в столовой, да и с собой давали булочки или пирожки. Но нужно же понимать, что дома происходит.
И вот поехали мы домой к мальчику в районе 16 часов. Декабрь, холод собачий, поземка метет, темнеет рано.
Маленький неказистый домик встретил нас мрачным молчанием. На улице сумеречно, но света в окнах нет, да и дым из трубы не идет. Тем не менее, мальчик ушел домой еще в 13 часов, по такой погоде не погуляешь, значит, дома.
Постучались, вошли. Из темных сеней вышел мрачный мужчина, лет 50. Знаками пригласил войти. Вошли.
В доме мальчик у окна в куртке и обуви пытается делать уроки. Но и сумерки, и сам дом темный, он явно ничего не видит. Сразу обратили внимание, что холодно, не просто холодно, а почти как на улице. Из угла вышел человек, мы даже не сразу поняли, что это мать мальчика - почти обритая налысо, в теплых ватных штанах, в зубах сигарета, и не дамский вариант, а "Прима".
Спрашиваем, почему ребенок в темноте и в холоде. Отвечает, денег нет. Говорю, но тес же во дворе свален, почему не поколите и не затопите. Ответ убил - на улице очень холодно сейчас что-то делать.
У школьного педагога с собой фонарик, стали светить. На полу слой мусора - земля, опилки, капустные листья, газеты. И вдруг в углу кто-то закопошился. Подошли ближе, посветили. На нас глянули огромные глаза. Девочка, лет 4-х, укутанная в старое грязное ватное одеяло. Присела рядом, взгляд как у дикого звереныша, явно не привыкла к людям. На мою речь отвечает каким-то собачьим ворчанием.
Протянула ей карамельку. С недоверием протянула грязную лапку, взяла. Понюхала. И с каким-то утробным ворчанием вцепилась в конфетку вместе с бумажкой.
Спрашиваю, чем детей кормите. Говорит, все у нас есть, открывает стол. а там кочан капусты. И все.
Звоню сразу же инспектору ПДН, объясню ситуацию. До райцентра почти 30 км, по такой дороге добираться долго. Забрали детей с собой в школу. чтобы передать в больницу.
Матери говорю, что пусть дети пройдут обследование, объясняю, как и когда их можно навестить, пытаюсь донести мысль, что мы пока не забираем детей насовсем. Ответ убивает- да хоть и насовсем, зачем мне лишние рты.
К слову, мужчина тот жил один, девица пришла к нему жить с детьми. Бюджет раздельный, то есть он ест, а дети нет. Зато жилье бесплатное.
Если честно, после этого посещения хотелось уволиться. Руки просто опускались. Но ничего, потом еще пять лет в этой должности отработала.