Найти тему
Арт Стиль

Подземная урбанизация как спасательный круг для мегаполиса

Последнее время мы часто слышим от наших проектировщиков, застройщиков и архитекторов ироничные фразы типа: « Да где же теперь в Самаре строить? Яблоку негде упасть. Останемся мы скоро без работы». И сообщается нам одно и то же – об отсутствии парковок, транспортных пробках, запущенных парках и скверах. Спрашивается, кто в этом виноват и есть ли выход? Так ли уж не хватает в городе места для строительства?

С этой проблемой рано или поздно сталкивается любой большой мегаполис. И, как выясняется, решается она за счет подземного строительства. Например, это давно уже поняли в столице Финляндии – Хельсинки. Этот город стоит на каменистой почве, и подземные работы кипят тут повсюду, даже под памятниками старины и водоемами. Уже освоено более девяти миллионов квадратных метров подземного пространства. В результате под землей оказались более пятисот объектов: автомагистрали, развлекательные торговые центры, спортивные сооружения, государственный архив, двести километров тоннелей водопровода и канализации. Сам водоканал Хельсинки вообще располагается в скале, его обслуживает всего 40 человек. Поражает высокий уровень подземного освещения, вентиляции, дизайна и сотовой связи.

А в Мадриде, не долго думая, построили подземную четырехполосную сорокатрехкилометрову автомагистраль и, кроме этого, крупную парковку под королевским дворцом. Благодаря этому наверху появились изумительный парк и пять высотных домов, а набережную реки Мансанарес украсили сосны, берега же реки связали пешеходными мостами.

Именно большой подземный тоннель решил экологическую проблему американского Бостона. При его создании возникло много трудностей. Над местом его строительства находился железнодорожный вокзал, который нельзя было закрыть на время работы. А грунт состоял из рыхлых пород, песка и гнилых деревянных свай старых домов. Поэтому составные части тоннеля приходилось буквально загонять под землю с помощью домкратов, а грунт замораживать. В итоге, под город появились шесть километров первоклассной восьмиполосной дороги, на поверхности зазеленели парки, набережная местной реки Чарльз и ожила жизнь Бостонской бухты. Загазованность в этом городе понизилась на тридцать процентов.

Перестал задыхаться от выхлопных газов автомобилей и запаха помоев южно-корейский Сеул, когда все транспортное движение оказалось под землей. Сверху очистили русло реки, привели в порядок берега, открыли парки и кафе.

Да что там подземные улицы, когда в некоторых странах есть уже и целые подземные города. Например, в Канаде сначала в 1997 году в Торонто был торжественно открыт подземный город Ратн. В нем расположились все сопутствующие инфраструктуры – транспортные, социальные, развлекательные. Затем аналогичный мегаполис под названием Reso обосновался в Монреале. Тоннели здесь протяженностью 32 километра соединяются со станциями метро, авто и железнодорожными вокзалами. Под землей – кинотеатры, банки, рестораны и гостиницы.

Не отстает от Канады Япония, которая подвержена постоянным землетрясениям и затоплениям. Плотность населения на гектар земли здесь во много раз превышает такой же показатель других государств. Под площадью центрального вокзала Токио живет своей бурной жизнью город Яэсу. Его каждый месяц посещает до 10 миллионов человек. Индустрия развлечений и обслуживания здесь на самом высоком уровне. Практически под каждым небоскребом есть несколько этажей, уходящих в глубь земли на 40 метров. Под землей располагаются предприятия по сортировке и первичной переработке мусора, вентиляционные заводы, транспортные магистрали.

Осваивает подземное строительство и российская столица. Один только торговый комплекс «Торговый ряд», расположившийся под Манежной площадью, занимает 70 000 квадратных метров. Впечатляют его параметры – 300 метро в длину и 140 метров в ширину. Здесь помимо торговых павильонов, имеются четырехярусная парковка, бары, рестораны, кафе археологический музей. Славятся на всю Москву и подземный репетиционный зал Большого театра, а также Лефортовский тоннель. Во многом благодаря этому тоннелю удалось замкнуть третье транспортное кольцо столицы, сохранить нетронутым парк Екатерининских времен. А строительство подземной магистрали под Серебряным бором способствовало сохранению уникального природного заповедника на северо-западе Москвы.

В ногу со временем старается идти Санкт-Петербург. И это несмотря на то, что здесь много исторических зданий и старых коммуникаций. Город был построен на слабых грунтах, почва его перенасыщена водой. Поэтому при возведении подземных сооружений использовалась технология Jet grouting, в процессе применения которой формируется цементно-грунтовая прослойка, позволяющая защитить здания окружающей застройки от разрушения во время выемки грунта. Эффективной оказалась и технология top-down, когда грунт разрабатывается сквозь отверстие в заранее созданном железобетонном перекрытии. С помощью этих технологий, в частности, был построен шестиэтажный подземный комплекс под Апраксиным мостом, вторая сцена под землей для Мариинского театра, Орловский тоннель, сооружения на Комендантской площади и на острове Новая Голландия, Каменно-островский театр.

То есть выход налицо – подземная урбанистика, которая в нашей любимой Самаре, увы, хромает. Пока осваивается подземелье для паркингов, торговых центров и станций метро. Да, это очень затратно, требует нового уровня организации всех сфер жизнеобеспечения – транспорта, инженерных сетей, обслуживании. Но другого пути нет.