Найти тему
Michael N

СОВКОВЫЙ РАЙ часть 11

БЕЗРАБОТИЦА

«Ах, при Советской власти не было безработицы. Все имели работу и все получали зарплату. Как хорошо было!» - эту песню я тоже слышу довольно регулярно. Да, действительно, у проходной каждого завода висело пожелтевшее от времени объявление: «Заводу требуются токари, слесари, карусельщики, монтажники, и пр., СМУ приглашает на работу стропальщиков, каменщиков, бетонщиков и пр.» Но давайте разберемся, откуда брались эти вакантные рабочие места, да еще и в таком изобилии? И почему никто не рвался эти вакансии занять? Ответ прост: советскому рабочему предлагался каторжный труд за копейки. Вместо того, чтобы выгнать трех-четырех забулдыг, бездельников, а их зарплату платить квалифицированному токарю или слесарю, администрация завода вынуждена была на основании тарифной сетки платить мизерную зарплату всем. Ситуация, когда людей не увольняют, но платят одну зарплату на троих-четверых давно известна, и именуется скрытой формой безработицы. Значит, она была, да только скрытая! Зачем тогда людям голову морочить?

В 197… - каком-то году довелось мне неожиданно попасть за границу. Не в какую-нибудь там Болгарию-Румынию, а в самую, что ни на есть процветающую капиталистическую страну. И вот, заходим мы в обычное городское кафе выпить по кружке пива – очень вкусного, в Совке такого нет. Маленькое кафе – шесть столиков в помещении и еще шесть на летней веранде. Нас встречает чистенький благообразный дядечка с благородной сединой, сажает за столик, бежит к кранику, наливает пиво, приносит. И все бегом. По дороге смахивает со столиков одному ему заметные пылинки. Время неурочное, из посетителей мы, да компания местных старичков, играющая в карты. Из разговоров понимаем, что благообразный дядька – хозяин заведения. Он, весьма словоохотлив и любознателен. С нашего разрешения подсаживается, интересуется нами (нечасто тут встретишь «русских из России») и рассказывает о себе. Ему 56, он один, жена умерла. Начинал официантом. Кафе купил 8 лет назад, но еще выплачивает кредит. Справляется один, только в конце дня на два часа приходит наёмная уборщица, и они вдвоем наводят чистоту. В остальное время он и официант, и кассир, и посудомойка, и повар, и уборщица. Он же заказывает и получает товар, вывозит мусор и все-все-все. Не тяжело? – Очень, тяжело, но скоро я выплачу кредит, и смогу нанять помощника.

И что, спросил я своего спутника, это и есть капиталист, буржуй? Я их совсем не так себе представлял. И еще, подумалось мне: а сколько человек работало бы в таком кафе у нас, в СССР? Прикинул: директор, бухгалтер, кассир, повар, пара официантов, уборщица, кладовщик. Да на две смены… Человек 8 – 10, не меньше. Так вот, почему у нас нет безработицы! У нас десять человек делают работу одного – двух. Все просто!

НАУКА И КУЛЬТУРА

Возрадуйтесь, почитатели Совка. Сейчас буду хвалить прошлую жизнь и ругать настоящую. Но в отличие от ваших исключительно медовых грез, у меня дело не обойдется без ложки дегтя. И не такой уж я любитель этого самого дегтя - просто пытаюсь быть максимально объективным, а жизнь наша каждодневно доказывает нам, что чистых красок в природе не бывает.

-2

Наука. Действительно, в вопросах науки современный российский капитализм пошел по тупиковому, примитивно-практическому пути. Копируя у запада систему поддержки науки при помощи грантов, наши мудрые руководители забыли учесть постсоветскую специфику страны. Все эти гранты, даже самые крошечные, благополучно разворовываются научными чиновниками, а до реальной науки даже крохи не долетают. То же происходит с жалким бюджетным финансированием науки. Попытки создания всяческих наукоградов, технопарков и инновационных центров ничего, кроме издевательских шуток у народа не вызывают.

В городе Угличе, неподалеку от Кремля на аллее работает аттракцион для туристов. Здоровенный бородатый мужик, одетый в кафтан, громко зазывает народ, объявляя, что вот, прямо сейчас, на глазах почтенной публики он отчеканит монету с ликом убиенного царевича. Чеканка будет производится при помощи нанотехнологий, полученных прямиком из Сколково. При этом мужик потрясает полупудовой кувалдой. Публика встречает остроту аплодисментами и бойко раскупает горячие монетки.

А как было в Совке? А в совке на науку тратились огромные средства, и украсть их было значительно труднее. Поэтому, хочешь – не хочешь, а реальные результаты были. Особенно в фундаментальной науке, не требующей высокого уровня технологий. Советская наука была, как говорили тогда, была на передовом крае во многих областях.

Однако уже с начала 70-х в советской науке, как и во всей стране начался застой. Наметилось отставание от запада практически «по всем фронтам», обусловленное главным образом, отставанием в области электроники, микроэлектронной техники, информационных технологий. Время гениальных одиночек безвозвратно ушло, а совершить технологический прорыв советская наука была не в состоянии. Но несмотря на эти обстоятельства, Совок был под завязку наполнен всяческими НИИ. Преимущественно, работающих на оборону. Даже в самых, что ни на есть гражданских отраслевых НИИ имелись оборонные темы, которые щедро финансировались государством. Сколько же их было, этих НИИ! Сколько бездельников и карьеристов от науки кормилось в их стенах. Сам работал некоторое время в одном из них, и знаю, о чем говорю. Зато общественная жизнь в научных институтах била ключом! Всевозможная самодеятельность, спорт, туризм, литературные кружки, и прочее. Все эти увлечения отнимали массу рабочего времени, на что руководство закрывало глаза. Надо же чем-то занять интеллигентных людей, а то ведь могут и в диссиденты пойти…

Итог плачевен. С падением коммунистического режима прекратилось и щедрое финансирование, а продукция всевозможных Каратов, Аметистов, Рубинов, Агатов и прочих полудрагоценных камней оказалась никому не нужна. Начался исход. И, что интересно, первыми покинули науку таланты и трудяги, а не бездари и бездельники, которым уходить было некуда. Руководство институтов стало кормить себя и приближенных, сдавая коммерческим структурам в субаренду свои некогда богатые угодья. А по опустевшим коридорам бывших флагманов передовой науки до сих пор уныло шатаются постаревшие бородачи – бывшие зам и завлабы, а также тетки в халатах с чайниками в руках.

-3

О советском искусстве можно говорить и спорить много. Один только факт бесспорен: ОНО БЫЛО. И это признавал весь мир. И ведь, общеизвестно, что, испытывая невообразимый гнет тупой, тяжеловесной советской цензуры, всем талантливым деятелям искусства приходилось пробиваться, как городским цветам сквозь асфальт. Писателю, режиссеру, художнику, артисту мало было не допускать в свои произведения антисоветские и антикоммунистические мысли. Чтобы издаваться, печататься, выставляться он обязан был прославлять власть и трудовые подвиги сталеваров-хлопкоробов. Вот, и наполнялись вернисажи портретами знатных доярок, издавались пудовые тома членов правления Союза писателей, а все талантливые и поэтому плохо управляемые были или скандально исключены из СП (а значит, и отлучены от читателя), или забились по щелям и писали «в стол». В массовой культуре советское руководство активно поощряло классику и, как сказали бы сейчас, фолк. Почему? Ансамбль балалаечников или исполнительницу псевдонародных песен невозможно обвинить в угодничестве упадническому западу, а у Моцарта и Бетховена трудно найти антисоветчину.

Когда в нашу жизнь вошли перестройка и гласность, нам казалось, что наступила информационная весна. Вот оно, настоящее, не кастрированное цензурой искусство! Но действительность оказалось совсем не такой радужной. «У свободы не детское, злое лицо» спела «Машина времени». Со временем не осталось неизданных романов, написанных когда-то «в стол» без надежды на публикацию. Опустела пресловутая «полка», на которую складывались неугодные власти фильмы. Поставлены все запрещенные цензурой пьесы. Вышли на белый свет из подвалов отечественные лохматые рокеры. А дальше что? А дальше «самая читающая в мире страна» рублем проголосовала за самое низкопробное, что может только быть в искусстве. Мистер Секонд наголову разбил мистера Фёрста. Фильмы стали жалким подобием самой дешевой продукции Голливуда, полки книжных магазинов заполнились примитивными детективчиками и мелодрамками в жанре «розовые сопли». Лохматый, и что греха таить, любительский, немузыкальный «русский рок» был напрочь вытеснен Ласковым маем. Так, где же современные зощенки, ахматовы, гроссманы, тарковские и высоцкие, рихтеры и ростроповичи? Неужели перестала собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать? К великому моему сожалению, сбросив с себя оковы советской цензуры, наше искусство тут же надело гораздо более тяжкие вериги монетизации и окупаемости. Все на американский манер: доллар – единственное мерило качества искусства. И такое положение вещей постоянно поддерживается армиями темных сил инвесторов и продюсеров. Им совсем не нужны гении и шедевры. Кич, лубок гораздо дешевле изготовить и проще продать. А пипл пусть хавает, что ему подсовывают. Стерпится – слюбится. С экономической, финансовой точки зрения – безупречный подход. А душе хочется праздника…

Почему-то так всегда получается. Вместо того, чтобы научиться у Америки всему хорошему, что она (Америка) имеет, мы переняли у нее все самое дешевое, пошлое и омерзительное. Хотя, поучиться было и есть чему.

Продолжение Часть 12

Начало Часть 1