Австралийские биологи Крейг Харднер (Craig Hardner) из Университета Квинсленда и Кэтрин Нок из Университета Южного Креста (Catherine Nock) по генетическим маркерам проследили происхождение деревьев на плантациях и установили, что 70 % мирового урожая орехов макадамии дают потомки одного дерева, которое росло в XIX веке в австралийском штате Квинсленд.
В дикой природе представители рода макадамия (Macadamia) растут в Австралии, в узкой полосе субтропических лесов на юге Квинсленда и севере штата Новый Южный Уэльс. Аборигены издавна ценили вкус ее орехов, а в XIX веке их полюбили и европейские переселенцы. Научное описание макадамии составил австралийский ботаник немецкого происхождения Фердинанд фон Мюллер, первый директор ботанического сада в Мельбурне и президент Королевского научного общества штата Виктория. Название дереву он дал в честь своего друга – вице-президента того же научного общества, химика и деятеля здравоохранения Джона Макадама.
В 1882 году владелец сахарных плантаций Уильям Первис завез макадамию на Гавайи, чтобы использовать ее для создания ветрозащитных полос возле своих плантаций. Орехи Первис не рассматривал как коммерческий продукт. Однако уже в 1910 году на Гавайях появились первые плантации макадамии, которые с тех пор значительно расширились. Сорт макадамии, возникший на Гавайях, стал наиболее популярным во всем мире. Сейчас мировое производство орехов макадамии достигает 211 тысяч тонн (2018). Помимо Австралии и Гавайских островов ее выращивают в ЮАР, Калифорнии, Бразилии, Коста-Рике, Израиле, Кении, Китае, Боливии, Новой Зеландии, Колумбии, Гватемали и Малави.
Генетические следы позволили ученым с большой точностью установить, где росло дерево, семена которого в XIX веке были отправлены из Австралии на Гавайи. Оно росло возле местечка Мулу, недалеко от городка Гимпи на восточном побережье Австралии. Там и сейчас есть небольшая роща макадамий.
Биологи отмечают, что деревьям на плантациях макадамии свойственно очень низкое генетическое разнообразие, что не удивительно при их происхождении от одного предка. В природе макадамии обладают значительно более высокой вариативностью, что ученые намерены использовать в дальнейшей селекции. Они надеются, что гены дикорастущих деревьев позволят вывести новые сорта с полезными свойствами, например, повышенной устойчивостью к вредителям и болезням или способностью расти в других природных условиях.
Другие публикации по теме: