Ташкент - это фонтаны, это залитые ярким солнцем широкие проспекты, это шумный красочный базар, где ароматы свежайших фруктов смешались со специями. Это тот хлебный город, благодаря которому выжили многие эвакуированные во время войны из центральной части России, Украины, Белоруссии.
Многие поэты, музыканты, писатели выросли под жарким узбекским солнцем, в том числе талантливая писательница Дина Рубина. Кстати, именно ее воспоминания о своем детстве, проведенном в ташкентской Махале, сподвигли меня на посещение этого квартала. Назывался он Чор-су. Почему в прошедшем времени? Дело в том, что это Ташкент, которого уже нет. Несколько лет назад власти города его полностью снесли. Теперь лишь фотографии путешественников и воспоминания жителей расскажут о самом живописном и интересном памятнике истории и культуры, которым когда-то могла похвастаться столица Узбекистана. Итак, назад в прошлое. на дворе 2013 год, лето, Чор-су, он же - "Махаля"
... В засушливом Узбекистане вода это драгоценность, на гондолах тут никто не плавает. С другой стороны, десятки и сотни арыков исходящих из рек Сырдарьи, Амударьи и Зеравшана разбираются многочисленными арыками и таким образом, кой-где создается ощущение сюрреализма. Кажется, что люди живут в Венеции. Сейчас речь пойдет о ташкентской махалле ("махалла" - традиционно узбекская одноэтажная городская и сельская застройка, в массе своей глиняная), расположенной недалеко от центра города, в 15 минутах ходьбы пешком от базара Чор-Су. Здесь вы можете (точнее, могли бы) наблюдать традиционный Ташкент, каким он был и сто, и пятьсот лет назад. Если бы не редкие машины и не антенны спутникового ТВ - показалось бы, что машина времени перенесла нас в эпоху Тимура Великого -
В современном понимании в Узбекистане и среднеазиатских республиках бывшего СССР, а также в Восточном Туркестане, под махаллёй, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организация общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалли и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.
Возникли махалли в много столетий назад (подозреваю, что и тысячелетий). Раньше ими руководили аксакалы, старейшины, а сейчас - председатель. Он избирается общим собранием жителей, им, как правило, является уважаемый человек, вхожий во властные кабинеты, равно как и дружащий с религиозными деятелями. Да, наибольшее число мечетей расположенно именно в махаллях, здесь религиозность населения существенно выше, чем в обычных спальных районах. Ну, а русских здесь традиционно было существенно меньше, чем узбеков. Гуляя же по махалле в эти дни, я не встретил ни одного русского вовсе. То ли все уехали, то ли и раньше не могли выживать в этом чрезмерно традиционном и консервативном сообществе.
Что теперь, на месте этих кварталов? Скорее всего, здесь появятся многоэтажные новостройки. Через десяток лет уже никто и не вспомнит, каким был настоящий старый Ташкент... Кстати, если хотите увидеть, как жили люди на Кавказе и в Средней Азии и 200, и даже 500 лет назад, отправляйтесь в Ереван - пока еще здесь существует квартал, очень напоминающий ташкентскую махаллю - район Конд