Про торможение двигателем всем рассказывают в автошколах, но совсем не так, как того заслуживает этот эффективный, а иногда и просто необходимый приём. Рядовой водитель может никогда это не использовать и даже не подозревать, что тем самым он подвергает себя опасности. В то же время в автоспорте без устойчивых навыков использования двигателя на замедлениях вообще делать нечего. Истина расположена между этими крайними случаями.
Механизм торможения двигателем
При сбросе газа и включённой передаче уже не мотор будет создавать крутящий момент для тягового усилия на колёсах, а наоборот, ведущая ось через элементы трансмиссии станет раскручивать двигатель. При этом выполняется работа по компенсации насосных потерь в агрегате и преодолению сил трения. Эта работа отбирает кинетическую энергию автомобиля, уменьшая его скорость.
Чем выше обороты двигателя в этот момент, тем больше энергии он расходует. Следовательно, наиболее эффективное замедление получится при включении самой низшей передачи, насколько это возможно. Перекручивать двигатель вредно даже когда это не связано с подачей в него горючей смеси. Работа трансмиссии в реверсном режиме, когда поток мощности меняет направление на противоположное, на её ресурсе практически не сказывается.
Техника исполнения приёма
Можно выделить два режима, служебное торможение двигателем и экстренное. Подобно замедлению с использованием штатных тормозов, принципиально режимы не отличаются, разница лишь в интенсивности сброса скорости и особенностях практического исполнения.
При простом служебном торможении достаточно просто сбросить газ, не включая нейтраль в коробке. Автомобиль начнёт замедление чуть более интенсивно, чем при свободном качении. По мере потери скорости можно переключиться на ступень пониже. Операции выполняются достаточно медленно, в спешке нет необходимости. Например, при подъезде издалека к светофору или пешеходному переходу.
Также служебным режимом можно считать притормаживание двигателем на спусках. Штатные тормоза использовать крайне нежелательно. Спуски в горах могут быть затяжными и тормоза перегреются. А потребоваться они могут в любой момент. Это опасно.
При экстренных торможениях одновременно задействуется тормозная система автомобиля и торможение двигателем. Опытный водитель, тем более спортсмен, владеет приёмом быстрого переключения передач вниз, не прекращая дозированное нажатие тормозной педали. Процесс требует приобретения навыка тренировками. Дело в том, что низшая передача при больших оборотах двигателя включается крайне неохотно и это вредно влияет на её детали. Приходится использовать методику двойного выжима сцепления с промежуточной перегазовкой. Полезно, но не сразу удаётся.
Помимо помощи тормозам, дополнительный отрицательный крутящий момент двигателя оказывает стабилизирующее действие на автомобиль, не позволяя колёсам заблокироваться. Такую же работу способна выполнять АБС, но при этом тормоза греются значительно сильнее.
Особенности машин с автоматическими коробками
На многих автомобилях с АКПП такой режим конструктивно не предусмотрен. Необходимо хорошо знать особенности работы своего автомата, будь то гидромеханика или вариатор, и только тогда ими пользоваться. Это может быть удержание выбранных передач или специальный переключатель, позволяющий выполнять торможение. В противном случае замедления не будет, или оно по интенсивности не сильно отличается от обычного наката.
Мифы о минусах
Многие считают, что тормозить двигателем вредно для силового агрегата и трансмиссии. Это не так. Все детали работают в условиях обильной смазки и не получают обычных при разгоне нагрузок. Участие в торможении им никак не повредит. А многие современные автомобили даже способны самостоятельно выявлять применение этого режима, включать лампы стоп-сигналов, корректировать работу АБС и полностью перекрывать подачу топлива, чтобы не мешать смазке цилиндров. Постоянно пользующиеся приёмом водители не отмечали никаких отрицательных последствий.