Лидия Николаевна Вавичева ныне живет в поселке Грибково Вологодского района, родилась же она в деревне Мясник, Пироговского сельсовета Грязовецкого района, а большую часть жизни прожила в Архангельской области, работала учителем начальных классов… Впрочем – обо всем по порядку.
Отец Лидии Николаевны, Николай Николаевич Зуев, был мастером маслоделом. «Очень хорошим был мастером», - уточняет Лидия Николаевна. Работал на маслозаводе в Камешниках.
- Потом по всему району ездил, где «прорыв» на маслозаводе – его отправляют. И мы, семья, вместе с ним переезжали. Так что училась я в разных школах, - вспоминает Лидия Николаевна.
Детей в семье было семеро. Лидия старшая. Самая младшая сестра 1939 года рождения живет сейчас в Череповце, остальные умерли.
Один из братьев, Лев Николаевич, воевал, затем продолжал службу, дослужился до майора. Брат Борис был моряком, но он уже не воевал…
Но вернемся к нашей героине.
После окончания средней школы Лидия Зуева поступила в педучилище в Грязовце, успешно окончила его и в 1940 году была направлена в Верховажский район. Там до призыва в армию и работала, учила малышню чтению и счету.
- Меня призвали в 1942 году 12 апреля. Из Верховажского района. В Няндоме мы прошли «курс молодого бойца» и нас отправили в Каргополь, потом в Коношу. В нашу задачу входило воздушное наблюдение, оповещение и связь – служба ВНОС. 107 отдельный батальон. Я была телефонисткой.
Из Коноши отдельный девичий батальон перекину в Великие Луки. Почти месяц, по ночам, спасаясь от бомбежек, пробирался состав в недавно освобожденный город…
- Привезли нас в Великие Луки. Только-только выгнали оттуда немцев. Ни одного целого дома не было, в воронках еще и немцы убитые лежали, и наши. Потом похоронная рота хоронила. Закапывали кое-как. Идешь – а из земли то рука видна, то нога… Страшно, - вспоминает Лидия Николаевна. - На берегу Ловати были вырыты немцами землянки. Видно, они собирались там долго обороняться, очень хорошо были землянки оборудованы. И столовая в землянке, и для медиков землянка, и для жилья… Я работала телефонисткой, а потом меня взяли в штаб, видимо, как самую грамотную. Девчонки-то, в основном из деревень были, с четырьмя – пятью классами образования, редко у кого семь классов. Я стала старшим писарем штаба… Немцев наши отогнали, но еще не далеко, и пока совсем уж не прогнали их – каждую ночь прикатывал немецкий бронепоезд и шрапнелью стегал по городу. Ну и самолеты, конечно, бомбили почти каждый день, ведь Великие Луки крупный железнодорожный узел. Но, что бы ни было – службу несли. Наблюдали, в каком направлении, по какому курсу пошли немецкие самолеты. Донесения нашего батальона передавали истребительной авиации, прожекторным ротам, зенитчикам. Так до конца и стояли в Великих Луках, всё в землянках и жили. Местного населения почти не было, некуда возвращаться было, всё разрушено. Как сейчас вон по телевизору показывают в Донбассе, - вздыхает Лидия Николаевна.
А в свободное время (которого не так уж и много-то было, ведь кроме службы были еще и учебные занятия) девушки писали письма домой, читали…
- Была у нас девушка Саша Батятина, откуда-то из Сибири – актриса детского театра, рассказывала нам разные смешные истории. А я стихов много знала – Пушкина, Есенина, Некрасова…
И вот пришла весть о Победе…
- Мы спали, кто-то зашел в землянку: «Девчонки, война кончилась!» Соскочили с нар, запрыгали, заобнимались. А утром пошли на площадь, на митинг…
В июне 1945 года старший сержант Лидия Зуева была демобилизована и поехала домой.
- Собрали нас в Орше и эшелоном повезли на север. В Вологде, очень хорошо встречали, но я не задержалась, сразу поехала в Грязовец, жалею до сих пор, что не осталась, но хотелось скорее попасть домой, - рассказывает Лидия Николаевна. - Вернулась с войны в июне, а уже в августе устроилась на работу в школу в Слободе, а потом работала в Камешниках…
Летом 1946 голодного года («Самый был голод в сорок шестом –сорок седьмом годах…») Лидия и встретилась с будущим мужем. Парень был бравый, фронтовик. А познакомились на гулянке… Голод – не голод, а молодость свое брала, жизнь продолжалась.
- Мой муж, Анатолий Михайлович Вавичев, воевал на передовой всю войну с 1941 по 45 год. У него орден Славы и два ордена Красной Звезды, медаль «За отвагу», орден Отечественной войны… Закончил войну в Чехословакии. Представляли его на звания Героя Советского Союза, да поругался, говорит, с командиром…
На сайте «Подвиг народа» я прочитал, за что получил он свои награды. Вот выдержки из наградных документов: «10. 09. 42. на участке у д. Векшино противник силою от 20 до 30 тяжелых танков предпринял контратаку на боевые порядки наших частей. Орудие, где замковым т. Вавичев было выкачено вперед на 100 – 150 метров на открытую огневую позицию и прямой наводкой открыло огонь по вражеским танкам. Т. Вавичев своей быстрой и четкой работой обеспечил успешное ведение огня. Контратака была отбита, орудие уничтожило два тяжелых танка противника…»
За тот бой А. М. Вавичев был награжден первым орденом Красной Звезды.
А вот за что получил орден Славы 3-й степени: «В боях на ближних подступах к г. Тропау и при овладении им, тов. Вавичев показал образцы мужества и отваги. Огнем его орудия уничтожено: танков – 1, пулеметных точек в домах – 4, огневых точек – 6, автомашин – 1, уничтожено солдат и офицеров противника до 45 человек…»
Вот такой боевой парень вскоре и стал мужем Лиды Зуевой…
Анатолий Михайлович работал в депо в Вологде, стал помощником машиниста. На два года переезжала семья в Казахстан, затем переехали в Архангельскую область, в поселок Ерцево.
- У мужа там работали фронтовые друзья, он к ним и поехал. Там лагеря кругом. Заключенные рубили лес, а муж машинистом был, вывозил лес к Северной железной дороге. Я работала в школе. Я любила свою работу. Много-много детей через мои руки прошло, многих из них я уже пережила, мне ведь 93 года…
В 1985 году умер Анатолий Михайлович. Дети стали разъезжаться по стране. А в 2010 году, получив сертификат на приобретение квартиры, переехала в родные места и Лидия Николаевна.
У нее четверо детей – два сына и две дочери, внуки, правнуки…
Один сын живет в Грязовце, второй в Краснодаре, дочь в Вологде.
Дочь Татьяна, которая присутствовала при нашем разговоре, приехала из Крыма. Еще в молодости она уехала на Украину. Сейчас живет в Алуште.
- Сегодня ночью смотрели с мамой фильм «Крым – путь домой». Всё заново переживали, - говорит Татьяна Анатольевна. – Конечно, все хотели в Россию!.. Страшно смотреть, что сейчас в Донбассе делается…
Могли ли подумать наши ветераны, фронтовики, что вернётся война на освобождённую ими от фашисткой чумы землю…
- Я когда ночью не сплю, - говорит уже при прощании Лидия Николаевна, - стихи вспоминаю, Пушкина.
И читает:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы…
Болит у нее, участницы Великой Отечественной войны, душа за Украину – не чужую всем нам землю.
Всем нам хочется, чтобы пришел мир на землю Украины. Всем нам хочется, чтобы сохранился мир, добытый ратным трудом, подвигами и кровью наших ветеранов.