Как помочь ребёнку заговорить?
Вы знаете ребёнка, который плохо говорит? В наше время большинство из нас ответят на этот вопрос утвердительно. Современная статистика в России такова, что за последние 5 лет количество детей с недостаточно развитой речью выросло и составляет 30%-55% от числа детей дошкольного возраста. А это каждый второй ребёнок!
В чём же причина? Проблема не только в том, что мама не занимается с ребёнком, но ещё и в том, что мама не знает что делать в этом направлении, часто считая, что развитием речи занимается исключительно логопед. Давайте разберёмся, как же помочь ребёнку заговорить и как заниматься дома самостоятельно.
Шаг 1: изменить стиль общения с ребёнком.
Здесь две крайности. Первая – общение с ребёнком 1-3 лет как со взрослым: беглая «обычная» речь, ровная интонация, «проглатывание» звуков. При таком стиле общения ребёнку крайне трудно понимать взрослого и воспроизводить речь, так как речь воспринимается малышом как поток непонятных звуков. Вторая крайность - наоборот, общение с ребёнком 1-3 лет как с маленьким: преобладание тактильного взаимодействия над предметным, отсутствие совместной сюжетной игры, понимание ребёнка по жестам и т.д. В этом случае у малыша не развивается потребность в активном освоении речи, ведь мама и так понимает и он получает, что захочет.
Шаг 2: индивидуальный подход.
Как бы банально это ни звучало, каждый ребёнок уникален и развитие речи у всех происходит при разных обстоятельствах. Поэтому в своей практике я использую два способа, которые помогут маме подобрать те игры и занятия, которые необходимы конкретно её малышу.
Первый способ – это определение «ступеньки» в развитии речи, на которой ребёнок находится на данный момент. Это важно, чтобы понимать, что он уже умеет или должен уметь, а что предстоит освоить в первую очередь. Второй способ – это определение ведущего канала восприятия. Я предлагаю специальный тест, где мама узнаёт кто её ребёнок: аудиал, визуал или кинестетик. Дальше подбираем игры и упражнения в соответствии с этими категориями.
Шаг 3: развитие физиологической базы.
Сюда относится тренировка речевого слуха и дыхания, артикуляционного аппарата, а также развитие крупной и мелкой моторики. При опросе мам, что они делают для развития речи их малышей, многие отвечают: читаем, много говорим сами, занимаемся по карточкам. Это всё важно, но это относится к последнему шагу. А вот физиологическая основа часто упускается из вида. Но дело в том, что физиология первична: ребёнок не сможет правильно произнести слово, если не различает звуки; у него будет каша во рту, если слабые органы речи, он будет путать или переставлять слоги в словах, если плохо развита координация тела и чувство ритма.
Шаг 4: расширение словарного запаса.
Ребёнок не будет хорошо говорить, если у него не будет достаточного запаса слов. Сначала формируется пассивный словарный запас, когда ребёнок понимает слова, но не произносит. И гораздо позже подключается активный словарь – ребёнок сам употребляет слова в речи.
Нам нужно развивать оба вида. Есть много лексических игр, которые помогут малышу узнать новые слова и научиться их говорить, а также строить предложения. Разговоры с малышом, сюжетные игры, озвучивание бытовых действий, чтение, потешки и песенки, занятия по карточкам и картинкам – всё это способствует развитию речи при условии использования с предыдущими шагами.
Речь – это удивительный дар, который дан человеку. И мама является самым лучшим помощником в развитии этого дара.
Автор: Марина Бочкарёва, основатель проекта «Школа мам»
Подписывайтесь на канал Mimi Land Party, следите за новыми статьями о стиле жизни, родительстве и детстве, делитесь с друзьями и ставьте лайки.
Канал в Telegram: https://tlg.name/mimiland63