Но тогда зачем такая статья на канале с названием "Непопулярное мнение"?
Вы можете как угодно относиться к фигуре Зимбардо и его бесчеловечным экспериментам, а так же, пугающим выводам, однако, факт остаётся фактом: веками человеки резали друг друга с куда большим рвением, нежели договаривались. История человечества, во многом - это история войн. Да, есть ребята, вроде уважаемого мной Джона Грина, которые предпочитают рассматривать историю с точки зрения торговых взаимоотношений, но даже им приходится признать: огнём и мечом люди начинали орудовать при первых признаках своего явного превосходства над соседями.
Причём, человекам даже не нужен особый повод. В конце концов, войны, описываемые в истории, как правило, нацелены на получение материальной выгоды и, нередко, оправдываются необходимости одной группы человеков выжить, пусть даже за счёт другой группы человеков. Но давайте сместим фокус с уровня государства на уровень межчеловеческих взаимоотношений. Если абьюз ещё как-то можно подогнать под попытку получить материальную выгоду, то школьная травля уже ни в какие ворота не лезет. Там даже деньги на завтраки, как правило, не отжимают.
На самом деле, на этом этапе мы должны обратиться к тому, каким образом человеки сочувствуют друг другу. Если вам лень читать статью по ссылке, мои малиновые штаны, напомню, что все эти пафосные механизмы сочувствия - это, всего лишь, форма эгоизма. Я обожаю этот механизм, потому что он, в кои-то веки, нацелен не на ближнюю перспективу, а на дальнюю, пусть даже делает это хитрым способом.
В своей статье об особенностях русского расизма НМ затронул особенности вшитой в человека ксенофобии. И их тоже приходится держать в уме, потому что, надо понимать: гуманизм, в первую очередь, нацелен на условную группу "своих". Вам достаточно просто оглядеться вокруг и пообщаться с людьми, чтобы заметить, как быстро меняется человек, как только перестаёт кого-либо относить к условной группе "своих".
Для того, чтобы исключить кого-то из группы "своих", человеку, приходится, буквально, объявлять кого-то нелюдью. И если исторически для этого было достаточно другого цвета кожи и мифа о Хаме в книжечке с крестиком на обложке, то сейчас чертой является тот самый гуманизм. Иными словами, в современном обществе человеком, в понимании рядовой особи, считается только та особь человека, которая соблюдает принципы гуманизма.
Современные общины безволосых обезьян стали слишком крупными, чтобы можно было знать лично каждую особь по соседству. В крупных городах люди уже даже не задумываются о том, чтобы, хотя бы, в лицо узнавать всех соседей по подъезду. Потому что они знают: любой встречный ими человек, в той или иной степени, гуманен.
А гуманен человек, потому что беспокоится за свою шкуру. Даже в ситуации, когда он не имеет сочувствия к другим людям по причине того или иного отклонения в воспитании или психике, он всё ещё не хочет туда, где небо в клеточку, и друзья в полосочку.
Таки, да. Законы и правосудие, это механизмы регламентированной мести. Мы привыкли не воспринимать правосудие, как месть, по сути, это она и есть. Сделал что-то плохое - тебе должно воздаться по заслугам. Именно дамоклов меч правосудия, как обеспеченной государством мести, и держит рядовую особь в узде. Вдумайтесь: полиция предотвращает преступления самим фактом своего существования. Она работает не как телохранитель, который защищает непосредственно человека и ловит пули на грудь в красивом прыжке в слоу-мо. Полиция целенаправленно выслеживает тех, кто уже совершил преступление, стараясь довести воздаяние до статуса неотвратимого. И именно эта нетвратимость и пугает того, кто задумал злое.
И именно дыры в этой неотвратимости и порождают людей, которые готовы преступить закон.
Мы часто слышим идею о том, что насилие порождает только насилие. Но мы с вами, живущие в тёплых домиках, не опасаясь отморозков с армейским оружием, начали забывать, что означает эта фраза.
"Насилие порождает насилие" - это социальный аналог второго закона Ньютона. Каждое действие рождает противодействие не только в физике, но и в социуме.
На самом деле, человечество уже проходило через период, когда считалось, что только полный уход от насилия приведёт к тому, что насилие рано или поздно остановится. Разумеется, такая идея могла возникнуть только у живущих в тёплых домиках в безопасности сливок общества. Любому сиволапому крестьянину было очевидно, что если соседу не бить лицо, сосед обнаглее. Было очевидно это и некоему Донасьену Альфонсу Франсуа де Саду. По крайней мере, есть такое мнение, что в своих книгах он не просто описывал девиации, а высмеивал идею того самого непротивления злу.
Права и свободы доступны только тем членам общества, которые соблюдают свои обязанности. Если вдруг вы посчитали, что те особи, что объявляют других людей нелюдью, чтобы оправдать своё насилие по отношению к ним, это плохие человеки, то подумайте ещё раз, мои малиновые штаны. Сама государственность испокон веков строится на том, что право считаться человеком даётся только той особи безволосой обезьяны, которая того достойна. И пусть в современных человеческих общинах это право даруется с рождения, его всегда могут забрать, если человек не оправдает возложенных на него обществом ожиданий.
Обществу ты не нужен, если ты по своей воле режешь других членов общества. Общество тебя изолирует. А если позволяют его законы и нормы, то и вовсе уничтожит. Человеком является лишь тот, кто человечен. И это лежит в основе законов каждой из стран, но все стесняются говорить это вслух.
Месть - это не плохо. Месть - это хорошо. Месть - это необходимо. Однако, мстить надо с умом, строго дозировано и с пониманием. Учитывая, что большинство людей - те ещё Бакланы и постоянно занимаются Долбодятлизмом, общество и создало специальный регламент в виде законов, и специальные органы, осуществляющие месть. И говоря о недопустимости мести, как правило, подразумевается недопустимость личной мести. Недопустимости мести, для реализации которой человек берёт на себя функции того самого государственного органа. И лишь такой тип мести является неприемлемым, ибо опасен для общества. Именно таково моё непопулярное мнение.
О чём ещё НМ будет высказывать своё непопулярное мнение?
Снова о мужчинах и женщинах. Как не спотыкаться в семейной жизни о разницу в психологии и не ссориться почём зря?
Являются ли атеизм и поклонение науке признаками умного человека, или там мракобесия хоть ложкой черпай?
Доведение до абсурда: софистика или реальная проверка идеи?