Найти тему
Непопулярное мнение

Месть - это плохо?

Два раза "ку", мои малиновые штаны. Это канал НМа, доцента кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. На этом канале мы воспеваем идеи гуманизма и восхваляем безупречность человеческого мозга, как образца совершенных биотехнологий. И в контексте этой точки зрения ответ на вопрос о том, нужна ли месть, должен быть очевиден. Месть - это не гуманно, а, значит, плохо и не нужно. Так ведь?
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Это канал НМа, доцента кафедры Бакланологии и Прикладной Долбодятлистики. На этом канале мы воспеваем идеи гуманизма и восхваляем безупречность человеческого мозга, как образца совершенных биотехнологий. И в контексте этой точки зрения ответ на вопрос о том, нужна ли месть, должен быть очевиден. Месть - это не гуманно, а, значит, плохо и не нужно. Так ведь?
Но тогда зачем такая статья на канале с названием "Непопулярное мнение"?

Вы можете как угодно относиться к фигуре Зимбардо и его бесчеловечным экспериментам, а так же, пугающим выводам, однако, факт остаётся фактом: веками человеки резали друг друга с куда большим рвением, нежели договаривались. История человечества, во многом - это история войн. Да, есть ребята, вроде уважаемого мной Джона Грина, которые предпочитают рассматривать историю с точки зрения торговых взаимоотношений, но даже им приходится признать: огнём и мечом люди начинали орудовать при первых признаках своего явного превосходства над соседями.

Причём, человекам даже не нужен особый повод. В конце концов, войны, описываемые в истории, как правило, нацелены на получение материальной выгоды и, нередко, оправдываются необходимости одной группы человеков выжить, пусть даже за счёт другой группы человеков. Но давайте сместим фокус с уровня государства на уровень межчеловеческих взаимоотношений. Если абьюз ещё как-то можно подогнать под попытку получить материальную выгоду, то школьная травля уже ни в какие ворота не лезет. Там даже деньги на завтраки, как правило, не отжимают.

Но при этом, какого-то лешего человечество с течением времени становится всё гуманней и гуманней. В древности прогресс был медленным и неуклюжим, но чем больше человечество развивалось, тем более гуманистическим становилось общество. О чём можно говорить, если всего 150 лет назад ребёнок считался "ценным имуществом", а сейчас с его правами носятся уже на государственном уровне серьёзные дяди и тёти? С точки зрения истории даже такая, казалось бы, очевидная вещь, как отмена рабства - штука очень даже недавняя.
Но при этом, какого-то лешего человечество с течением времени становится всё гуманней и гуманней. В древности прогресс был медленным и неуклюжим, но чем больше человечество развивалось, тем более гуманистическим становилось общество. О чём можно говорить, если всего 150 лет назад ребёнок считался "ценным имуществом", а сейчас с его правами носятся уже на государственном уровне серьёзные дяди и тёти? С точки зрения истории даже такая, казалось бы, очевидная вещь, как отмена рабства - штука очень даже недавняя.

На самом деле, на этом этапе мы должны обратиться к тому, каким образом человеки сочувствуют друг другу. Если вам лень читать статью по ссылке, мои малиновые штаны, напомню, что все эти пафосные механизмы сочувствия - это, всего лишь, форма эгоизма. Я обожаю этот механизм, потому что он, в кои-то веки, нацелен не на ближнюю перспективу, а на дальнюю, пусть даже делает это хитрым способом.

В своей статье об особенностях русского расизма НМ затронул особенности вшитой в человека ксенофобии. И их тоже приходится держать в уме, потому что, надо понимать: гуманизм, в первую очередь, нацелен на условную группу "своих". Вам достаточно просто оглядеться вокруг и пообщаться с людьми, чтобы заметить, как быстро меняется человек, как только перестаёт кого-либо относить к условной группе "своих".

Для того, чтобы исключить кого-то из группы "своих", человеку, приходится, буквально, объявлять кого-то нелюдью. И если исторически для этого было достаточно другого цвета кожи и мифа о Хаме в книжечке с крестиком на обложке, то сейчас чертой является тот самый гуманизм. Иными словами, в современном обществе человеком, в понимании рядовой особи, считается только та особь человека, которая соблюдает принципы гуманизма.
Иными словами, соблюдение принципов гуманизма обуславливается, в первую очередь, инстинктом самосохранения. Каждый из нас хочет быть окружён добрыми людьми, если уж не способными помочь, то, хотя бы, понимающими, как не мешать другим жить. Это банальная жажда безопасности. Веками люди шли к тому, как именно должна выглядеть безопасная община с безопасными соседями, и все принципы гуманизма, по сути - это принципы безопасной общины.
Иными словами, соблюдение принципов гуманизма обуславливается, в первую очередь, инстинктом самосохранения. Каждый из нас хочет быть окружён добрыми людьми, если уж не способными помочь, то, хотя бы, понимающими, как не мешать другим жить. Это банальная жажда безопасности. Веками люди шли к тому, как именно должна выглядеть безопасная община с безопасными соседями, и все принципы гуманизма, по сути - это принципы безопасной общины.

Современные общины безволосых обезьян стали слишком крупными, чтобы можно было знать лично каждую особь по соседству. В крупных городах люди уже даже не задумываются о том, чтобы, хотя бы, в лицо узнавать всех соседей по подъезду. Потому что они знают: любой встречный ими человек, в той или иной степени, гуманен.

А гуманен человек, потому что беспокоится за свою шкуру. Даже в ситуации, когда он не имеет сочувствия к другим людям по причине того или иного отклонения в воспитании или психике, он всё ещё не хочет туда, где небо в клеточку, и друзья в полосочку.

Таки, да. Законы и правосудие, это механизмы регламентированной мести. Мы привыкли не воспринимать правосудие, как месть, по сути, это она и есть. Сделал что-то плохое - тебе должно воздаться по заслугам. Именно дамоклов меч правосудия, как обеспеченной государством мести, и держит рядовую особь в узде. Вдумайтесь: полиция предотвращает преступления самим фактом своего существования. Она работает не как телохранитель, который защищает непосредственно человека и ловит пули на грудь в красивом прыжке в слоу-мо. Полиция целенаправленно выслеживает тех, кто уже совершил преступление, стараясь довести воздаяние до статуса неотвратимого. И именно эта нетвратимость и пугает того, кто задумал злое.

И именно дыры в этой неотвратимости и порождают людей, которые готовы преступить закон.
Иными словами, месть от гуманизма неотделима настолько, что человечество создало целый государственный механизм, месть регламентирующий. Убери ты полицию, как вершителя мести, и человечество либо окончательно рухнет, либо создаст аналог полиции. Ну, например, функции полиции будет выполнять милиция (от лат. militia − «войско») или дружина. Ну или братья и папа той, чью честь ты решил опорочить.
Иными словами, месть от гуманизма неотделима настолько, что человечество создало целый государственный механизм, месть регламентирующий. Убери ты полицию, как вершителя мести, и человечество либо окончательно рухнет, либо создаст аналог полиции. Ну, например, функции полиции будет выполнять милиция (от лат. militia − «войско») или дружина. Ну или братья и папа той, чью честь ты решил опорочить.

Мы часто слышим идею о том, что насилие порождает только насилие. Но мы с вами, живущие в тёплых домиках, не опасаясь отморозков с армейским оружием, начали забывать, что означает эта фраза.

"Насилие порождает насилие" - это социальный аналог второго закона Ньютона. Каждое действие рождает противодействие не только в физике, но и в социуме.

На самом деле, человечество уже проходило через период, когда считалось, что только полный уход от насилия приведёт к тому, что насилие рано или поздно остановится. Разумеется, такая идея могла возникнуть только у живущих в тёплых домиках в безопасности сливок общества. Любому сиволапому крестьянину было очевидно, что если соседу не бить лицо, сосед обнаглее. Было очевидно это и некоему Донасьену Альфонсу Франсуа де Саду. По крайней мере, есть такое мнение, что в своих книгах он не просто описывал девиации, а высмеивал идею того самого непротивления злу.

Иными словами, насилие, конечно, порождает насилие, но отсутствие насилия порождает ещё больше насилия. "Добро должно быть с кулаками". Гуманизм работает только в ситуации, когда соблюдение принципов гуманизма контролируется обществом при помощи действенных механизмов. Идея равноправия и гражданских свобод применима только к людям, соблюдающим те самые принципы гуманизма и законы. Человека, который не следует правилам лишается прав. Права на свободу передвижения, как минимум. Как только нужно изолировать от общества опасный элемент, общество способно забыть даже про свою собственную конституцию.
Иными словами, насилие, конечно, порождает насилие, но отсутствие насилия порождает ещё больше насилия. "Добро должно быть с кулаками". Гуманизм работает только в ситуации, когда соблюдение принципов гуманизма контролируется обществом при помощи действенных механизмов. Идея равноправия и гражданских свобод применима только к людям, соблюдающим те самые принципы гуманизма и законы. Человека, который не следует правилам лишается прав. Права на свободу передвижения, как минимум. Как только нужно изолировать от общества опасный элемент, общество способно забыть даже про свою собственную конституцию.

Права и свободы доступны только тем членам общества, которые соблюдают свои обязанности. Если вдруг вы посчитали, что те особи, что объявляют других людей нелюдью, чтобы оправдать своё насилие по отношению к ним, это плохие человеки, то подумайте ещё раз, мои малиновые штаны. Сама государственность испокон веков строится на том, что право считаться человеком даётся только той особи безволосой обезьяны, которая того достойна. И пусть в современных человеческих общинах это право даруется с рождения, его всегда могут забрать, если человек не оправдает возложенных на него обществом ожиданий.

Обществу ты не нужен, если ты по своей воле режешь других членов общества. Общество тебя изолирует. А если позволяют его законы и нормы, то и вовсе уничтожит. Человеком является лишь тот, кто человечен. И это лежит в основе законов каждой из стран, но все стесняются говорить это вслух.

Месть - это не плохо. Месть - это хорошо. Месть - это необходимо. Однако, мстить надо с умом, строго дозировано и с пониманием. Учитывая, что большинство людей - те ещё Бакланы и постоянно занимаются Долбодятлизмом, общество и создало специальный регламент в виде законов, и специальные органы, осуществляющие месть. И говоря о недопустимости мести, как правило, подразумевается недопустимость личной мести. Недопустимости мести, для реализации которой человек берёт на себя функции того самого государственного органа. И лишь такой тип мести является неприемлемым, ибо опасен для общества. Именно таково моё непопулярное мнение.

О чём ещё НМ будет высказывать своё непопулярное мнение?
Снова о мужчинах и женщинах. Как не спотыкаться в семейной жизни о разницу в психологии и не ссориться почём зря?
Являются ли атеизм и поклонение науке признаками умного человека, или там мракобесия хоть ложкой черпай?
Доведение до абсурда: софистика или реальная проверка идеи?