А вот в последнем квартале 2004 года, кажется в «Постскриптум» или в чём-то аналогичном, показали Симбирск, ранее отделённый от Волги горой, а теперь её нет – вся смыта Волгой, и считанные метры остались до городских домов.
И уж вовсе в ноябре 2004 года, не то в той же программе, не то в новостях по НТВ показали то же самое на берегу Волгоградского водохранилища. Но там-то хоть какую-то щебёнку сыплют, чтобы остановить подмыв. А нужно бы баржи топить и бетоном заполнять. Китайцы на Амуре именно так реку отбросили в нужную им сторону и получили в результате два наших острова напротив Хабаровска.
Были в 2003 году и из Одессы вести, что вот-вот весь город в море съедет. Почему бы и нет? Мало ли бывших городов на Чёрном море именно так под водой оказались?
В Болгарии, кажется, в 1997 году, 42 километра Золотого Берега со всеми старыми и новопостроенными санаториями съехали к воде и превратились в мешанину грунта и обломков.
И в конце 1999 года в Венесуэле три городка у подножья Анд были накрыты оползнями. Из заваленных выше крыши зданий люди орали в мобильники, умоляя о помощи, но никакой экскаватор и близко подобраться не мог. Свыше 30-ти тысяч жертв.
В китайской Сычуани в том же году миллионы людей остались без жилья, а покойников было около пятисот. Но с тех пор прибавилось – тайфуны своё дело знают...
Ну, а как развивалось у нас? Началось с того, что я уже сообщил. Каховская плотина, ангарские ГЭС, увязшая на полях техника, небывалые паводки на Дону.
Потом сообщали о буйстве рек, уже и на север текущих, вроде Ловати, Великой, Печоры, Даугавы. И о засухе и пожарах в Степном поясе.
В конце 1994 года Тисса затопила половину Закарпатья, ровно через год повторив это мероприятие. Чуть позже Прут и Днестр затопили половину «суверенной Молдовы», что в союзные времена вызвало бы всесоюзную помощь, а тут пошла «милостыня» от Украины и России, которым эта Молдова немалых болячек стоила, не только в Приднестровье, но и в отношении ко всем «нерумынам».
Но Прут и Днестр остаются на том же месте и дожди со снегопадами будут переполнять их русла ещё 70 с лишним лет, за годом год опустошая «суверенитет», в то же время страдающий от засухи над ним самим. Кстати, в Румынии то и дело безобразит река Серет, снёсшая запруду, отгораживавшую от неё очень ядовитые отходы золотого производства – вся рыба передохла.
В том же 1994 – в «Правде» от 18 ноября в левом верхнем углу первой страницы в вертикальной обрамлённой колоночке с надписью «Коротко» седьмая сверху порция ИТАРТАССовской информации имела подзаголовок «Того гляди, потонут» и гласила:
«Под угрозой затопления грунтовыми водами находится свыше 70 процентов российских городов. Среди них – Астрахань, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Дербент, Новосибирск, Нижний Новгород, Хабаровск».
Я – туда. Оказалось, что информацию дал в номер Анатолий Баранов. Пришёл к нему. «Вы правы. Я провёл отпуск в Поволжье – Калмыкия опустынивается на глазах, а Куйбышевская плотина в этом году едва не рухнула. Пишите статью». Написал.
В марте 1995 года в самом начале паскудной газетки «24» была дана очень весёлым языком информация, что Лукашенко поцапался с Верховным Судом Беларуси и минчане-де собрались с работы к телевизорам бежать, чтобы посмотреть на продолжение этого «боя быков», но в результате небывалого гололёда (ой, как весело-то!) прибежали на травмапункты. Значит, пятно уже почти двадцать лет калечившего москвичей гололёда расползалось и дошло до Минска...
В Америке и Канаде гололёд тоже расширялся, хотя началось это либо в то же время, как в Москве, либо даже раньше: у Вознесенского было залихватское стихотворение в американском цикле: «А в Нью-Йорке гололёд, гололёд...».
Да и у нас Фёдор Панфёров во второй книге дилогии «Волга матушка-река» описал гололёдную катастрофу в долине Волги...
В декабре 1995 года в московском районе Северное Дегунино, просел новопостроенный дом и при этом сокрушил районную водную магистраль. Мгновенно затопило улицу и попутно размыло только что заполненные резервуары автозаправочной станции.
Хорошо, что ни один идиот с окурком не смог выйти на улицу.
Потом рухнула старая, давно не чиненная плотина в Башкирии, смыло сотни домов, унесло много жизней. Но какие плотины, хоть новые, хоть старые у нас чинят? Про Химкинскую плотину в «Известиях» от 23 ноября 1995 года была статья Андрея Пиотровского об угрозе её прорыва от ветхости или диверсии, от которой она совершенно не защищена. Это грозит четверти или трети города 30-метровым валом воды и сверх всего разрушением множества складов и производств с опаснейшими химическими и радиоактивными веществами.
Сообщалось также, что ещё до публикации статьи те, кому сообщили об их содержании, обвинили газету, что она наводит дудаевских диверсантов, но никаких мер по охране и ремонту плотины принимать не собрались. Связался я тогда с автором, передал ему свои материалы, он через несколько дней их мне вернул, сообщив, что куда ни лез, везде отвечали, что заниматься этим газета не будет, а я, чтобы пошёл в какой-нибудь научный журнал. Но я уже походил по ним по разным причинам, так что знаю: это вотчины узкого круга официальных специалистов. Позже я узнал, что хотя было сообщено о выставлении охраны плотины, тот же Пиотровский, надев рабочую одежду и взяв на плечо доску, протопал мимо охраны и задержан не был.
Автор: Бахромхонтура Махдумзод (востоковед, санскритолог, этнолог)
Понравилась статья? Поставь лайк, поделись в соцсетях и подпишись на канал!