Копьезинц, 13/16 июля 1917
Этим утром наш 34-й армейский корпус насчитывал лишь 1500 солдат. Но можно ли на всех их положиться? Отступление, теперь ставшее свершившимся фактом, будет охраняться кавалерией. 2-й кавалерийский корпус находится вокруг Копижинса, з-й корпус кавалерии отправили на север, в Воложиж, а мы начинаем нашу работу с вечера в Хорцкове.
Примечательный факт: наступление австрийцев после нашего отхода с линии Ломницы было столь медленным, что наш дозорный отряд, которому было поручено обнаружить противника, нашел нами покинутые во время первых панических страхов батареи.
Пока мы готовились, собравшись вокруг сельской водоразборной колонки к выступлению, явился очень худой еврей с жалобой, что у него увели его лошадь. Его поручили двум татарам, им обвиненным, чтобы он указал им свою лошадь. Но он отказался следовать за ними и его страх был столь сильным пред насмешливым поведением татар, явно являвшихся разбойниками и пред холодным и угрожающим взором которых он опустил свои глаза, что он вызывал одновременно и жалость и смех. Комаровский приказал вернуть ему его лошадь и он исчез за живой изгородью, где ему непременно «достанется».
Выстроенный полк тронулся с места. Мы скрываем наши тревоги и наши горести за военной пышной парадностью наших полков. Наш оркестр исполняет сотню мелодий, знакомых каждому русскому: народные песни Кавказа, «Разбойники в лесу», «Алла Верди» и особенно знаменитую эпическую песню казака Стеньки Разина, который топит свою гордую и счастливую невесту в темных водах Волги.
Повсюду пахари, женщины и дети выходят из домов и любуются воинственным видом наших людей, кои кажутся еще более потрясающими в безлюдье, вокруг нас образующемся. Мы распрямляемся в наших седлах и забываем о наших тяготах последних дней, дабы сделать из нашего мучительного бегства через шеренги австрийцев, часто не скрывающих свою радость, серию триумфальных вступлений во все эти цветущие села, что мы, возможно, покидаем навсегда.
Но во всех селах, что мы оставили в стороне, кабардинские и ингушские всадники, удалившись из строя, увели скот, чтобы продать его - приставив острие кинжала к груди - в следующем селе, где наши татары, в свою очередь его крадут, чтобы продать в следующем селе и так далее.
Несломанная подкова Российской имераторской армии/К.А. Мальбахов
Читайте также:
Часть 1. Генерал Черемисов
Часть 2 . На Ломнице
Часть 3. Штаб «дикарей»
Часть 4. Праздник Байрам
Часть 5. Разговор с одним солдатом
Часть 6. Сцены отступления
Часть 7. С чеченцами и татарами
Часть 8. Сцены грабежа и беспорядочного бегства
Часть 9. Толпа дезертиров
Часть 10. Причина недисциплинированности
Продолжение следует.....
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и ждите больше новостей!