Вот интересно. У нас так много говорят, каким должен быть современный учитель, но как-то слабо понимают, каким должен быть современный учебник.
Я бы хотела сказать вот что:
1) Главный вопрос: для кого пишется учебник? Не для абы кого, не для абстрактных мальчиков и девочек. А для вот этих детей из поколения Z с их особенностями восприятия.
2) Учебник - это текст, который не оценивается критически. То есть ребенок верит ему безоговорочно. А значит, в нем не должно быть никаких двояких толкований, никакой небрежности. Важно каждое слово, каждое предложение.
Отсюда вывод: те, кто пишет учебники должны в совершенстве владеть не только предметом, но и психологией. Понимать, как сегодняшние дети воспринимают информацию
Все прочее, что говорится в умных статьях про учебники: и про их оформление и про их содержание - это на мой взгляд уже вторично.
Современные учебники пишутся для поколения Z
То есть для тех, кто предпочитает чтению картинки и фильмы. Для тех, кто мыслит пиктограммами и изъясняется смайликами. Для тех, кто не привык мыслить и изъясняться сложными предложениями. Кому легче идти от образа к слову, от практики к теории, а не наоборот.
А значит в современных учебниках нужно тщательно проработать каждое определение, добиться понимания каждого слова. Это было важно всегда, но сегодня - особенно. Многословие сегодня может сильно навредить. У детей давно выработан иммунитет к длинным текстам и пространным рассуждениям.
Пусть меня правильно поймут. Читать и развивать речь необходимо. И превращать учебник в комиксы я не предлагаю. Но нужно учесть особенность их восприятия, которую я уже затронула в другой статье
А авторы учебников, наверное, думают, что для того, чтобы написать учебник, достаточно взять научную статью, заменить все непонятные слова простыми, добавить картинок, и этого будет достаточно. Порой мне кажется, что они пишут сами для себя и разговаривают сами с собой. Видимо надо привлекать к делу психологов. Но вряд ли это произойдет в ближайшее время.
А значит придется учителю как всегда быть “человеком-оркестром”, который и текст адаптирует, и урок проведет и как-то еще умудрится дать задание на дом по вот такому учебнику.