Заключительная часть трилогии о современной терминологии в кальчо.
Первая часть – классификация позиций и ролей в обороне
Вторая часть – классификация позиций и ролей в полузащите
Позиции группы атаки: треквартиста (trequartista), секонда пунта (seconda punta), ала (ala), прима пунта (prima punta).
Роли группы атаки: фантазиста (fantasista), речинто (recinto), «ложная девятка» (false nueve).
Для того чтобы не запутаться, приведу все возможные комбинации позиций и ролей в группе атаки:
Треквартиста – футболист, который располагается на полпути между зонами атаки и полузащиты – в так называемой зоне трекварти (linea trequarti). В зависимости от расстановки, одновременно на поле может быть от одного до трех треквартист.
Альтернативное название – «медзапунта» (mezzapunta).
В схеме 4-3-1-2 – один треквартиста.
В схеме 4-3-2-1 – два треквартисты.
В схеме 4-2-3-1 – три треквартисты.
Последний вариант вызывал в Италии многочисленные споры. Часть журналистов упорно именовала «боковых треквартист» термином «эстерно оффенсиво» – атакующий эстерно. Однако победу одержали сторонники противоположной точки зрения.
Четырех треквартист одновременно на поле не бывает, хотя периодически в Италии появляются последователи и такой ереси. Речь идет о модуле 4-1-4-1, в котором формально (если применять классическую нотацию тактических схем) четыре треквартисты. Однако на практики кто-то из них (чаще двое) де-факто располагаются в полузащите.
Если треквартиста располагается под нападающими в гордом одиночестве (например, в схеме 4-3-1-2), то ему может быть поставлена в соответствие роль «фантазиста».
Фантазиста – это романтическое определение роли единственного треквартисты, который занимается организацией атак и в значительной степени или полностью освобожден от оборонительных обязанностей. Данный термин устарел и используется все реже.
По своим качествам фантазиста – это техничный игрок, у которого, как говорят итальянцы, хорошие ноги (piedi buoni), владеющий навыком последнего паса и дриблингом, а также способный мыслить креативно. У него также должны быть задатки лидера, ведь не случайно, что многие из них были капитанами своих команд.
Иногда тренер, руководствуясь теми или иными мотивами, ставит на позицию треквартисты игрока с оборонительными функциями. Так делал Спаллетти с Перроттой в «Роме», Липпи с Маркизио в сборной Италии и Аллегри с Боатенгом в «Милане». В этом случае говорят о роли «речинто» (заслонка). Определение раскрывает суть замысла тренера – такой треквартиста должен стать защитой для истинного плеймейкера (реджисты).
В 1970-х годах, когда почти в каждой итальянской команде был свой фантазиста, такие футболисты располагались несколько глубже современной зоны трекварти. Так, в сборной Италии на чемпионате мира 1982 года Джанкарло Антоньони играл достаточно низко, причем не обязательно в центре.
После революции Арриго Сакки наступила эпоха доминирования линейных схем (вида 4-4-2), и большая часть фантазист мигрировала на место вторых форвардов (секонда пунта). Лишь избранные отправились в противоположном направлении – в опорную зону, чтобы стать реджистой.
Ниже представлена эволюция функций треквартисты в итальянском футболе:
Примеры треквартист: Раджа Наингголан, Иван Перишич, Папу Гомес.
Лучшие треквартисты в новейшей истории кальчо: Роберто Баджо, Франческо Тотти, Джанкарло Антоньони.
Прима пунта – первый нападающий. Сейчас, когда в схеме нет второго нападающего, говорят короче – пунта. Форвард, играющий на острие, как правило, забивающий больше всех мячей и обладающий незаурядными физическими данными.
Альтернативнное название «чентраванти» (centravanti).
Примеры пунта: Андреа Белотти, Кшиштоф Пентек, Мауро Икарди.
Лучшие пунта в новейшей истории кальчо: Кристиан Вьери, Лука Тони, Оливер Бирхофф.
«Ложная девятка» (false nueve) – роль центрального нападающего, который формально занимает позицию в центре атаки, но фактически смещается в противоположную сторону – к линии трекварти. Главная задача такого нападающего – стянуть на себя внимание соперников, и отдать передачу партнеру в свободную зону.
Этот термин – испанский, поэтому в серии А эту роль культивировали многочисленные последователи Пепа Гвардиолы. Сейчас эту роль все чаще произносят по-итальянски: falso nove.
Секонда пунта – второй нападающий, действующий рядом или за спиной первого. Актуально только для схем с двумя форвардами, вроде 4-4-2 или 3-5-2.
Может ли в схемах вида 4-4-2 быть два прима пунта? Теоретически – нет. Даже если впереди действуют две «башни», один из них будет чаще отходить назад и, следовательно будет считаться вторым нападающим.
Примеры секонда пунта: Лоренцо Инсинье, Пауло Дибала, Себастьян Джовинко.
Лучшие секонда пунта в новейшей истории кальчо: Энрико Кьеза, Роберто Манчини, Алессандро Дель Пьеро.
Ала – крайний нападающий. Чаще используется в расстановках с тремя форвардами.
Альтернативнное название «эстерно оффенсиво» (esterno offensivo).
Примеры ала: Федерико Кьеза, Хуан Куадрадо, Сузо.
Лучшие ала в новейшей истории кальчо: Бруно Конти, Франко Каузио, Роберто Донадони.
В заключении приведу полную таблицу соответствия позиций и ролей в итальянском футболе на сегодняшний день.