Не счесть алмазов в каменных пещерах. Не перечислить, сколько художественных произведений всех жанров, времен и народов используют идею машины времени и путешествий во времени. Считается, что эта идея в полном виде впервые появилась в 1895 году в классическом романе Герберта Уэллса «Машина времени».
На самом же деле Уэллс писал об этом в рассказе 1888 года «Аргонавты времени», а первенство конкретной идеи устройства для перемещения во времени принадлежит испанскому писателю Энрике Гаспар-и-Римбау и его новелле 1887 года «El anacronopete».
Теорий, художественных произведений и воображаемых устройств такого рода появилось с тех пор огромное множество. Но скептики не так уж и неправы, когда указывают на вполне понятное: реально существует только настоящее, в котором мы скользим в будущее. Будущего ещё нет, а прошлого уже нет.
Но тем не менее все кому не лень шастают и туда, и сюда с легкостью поистине неимоверной. Как бы в этом разобраться, ну хоть как-нибудь.
В этом увлекательном, но довольно мутном деле лучше двигаться от печки. И не помешает опереться на что-то надежное, даже если от этой минимально-необходимой терминологии и будет веять чем-то немного абстрактно-философским. Что поделать. Зато можно все пояснить кратко и вполне по существу:
сущность – любая составная часть окружающего нас мира.
свойство [какой-либо сущности] – то, что отличает одну сущность от другой сущности – или, наоборот, роднит в каком-то смысле одни сущности с другими.
Пример: см. любые настраиваемые палитры «Свойства» в любых текстовых, графических и т.п. редакторах.
система – некая совокупность сущностей.
состояние системы – совокупность всех свойств всех сущностей, входящих в эту систему.
изменение системы – факт изменения хотя бы одного количественного свойства или хотя бы одного иного свойства у хотя бы одной сущности, входящей в эту систему.
событие – одно конкретное состояние системы (то, в котором она находится до следующего своего изменения), одно Со-Бытие свойств.
Вполне очевидное: то, что мы называем «время» – это не есть нечто пусть неощутимое, но все-таки предметно-физическое.
Время в какой-нибудь системе – это всего лишь последовательность событий этой системы (цепочка реализовавшихся изменений этой системы).
События (изменения системы) бывают: обратимые (эти позволяют системе вернуться в предыдущее свое состояние) и необратимые (к сожалению, не позволяют они себя восстановить). Лучшая из моделей машины времени – это обычная кинолента: здесь каждое состояние системы «кадры кинофильма» навсегда «заморожены» в этой цепочке событий, в них можно попадать сколько угодно раз и каким угодно образом.
Правда, это не машина времени как таковая, а всего лишь её приблизительная (и не впускающая в себя, т.е. в прошлое, намеревающегося там погостить живого экспериментатора) условная модель: изображение в кадриках фильма не меняется, это так. Но изменения всё-таки имеют место: на этих участках пленки появляются новые царапинки, потускнения, пылинки новые оседают и т.д.
«Машина времени» как таковая возможна только для последовательностей, в которых нет ни одного необратимого события. А систем с достаточно длинными такими цепочками событий не существует и по вполне понятным причинам существовать не может. Хоть где-то, но даже сугубо теоретической машине времени (о физической реализуемости всей самозабвенно тиражируемой даже физиками маниловщины деликатно промолчим) придется споткнуться о такое упрямое звено. И всё: дальше хода нет.
Фантасты, а также фантазеры от науки не понимают или игнорируют (художникам и фантастам последнее позволительно) этот фундаментальный запрет природы. Поэтому у них всегда всё везде так лихо получается, легко и безнаказанно. Что нам стоит дом построить: нарисуем, будем жить.
Крайне незамысловатая проверка любых идей любых изобретателей и любых конструкторов любых машин времени: тарелочка и на ней бутерброд (например, кусочек свежего бородинского со свежайшим 62%-ым сливочным маслом «Деревенское подворье» и тонким ломтиком сыра «Ламбер»).
Пусть сегодня изобретатель его съест, а завтра слетает в прошлое и положит на тарелочку этот, съеденный им вчера бутерброд. Не другой, точно такой же, а именно этот кусочек свежего бородинского с тем же свежайшим 62%-ым сливочным маслом «Деревенское подворье» и всё тем же тонким ломтиком сыра «Ламбер».
Если это удастся, то я сразу уже беру все свои бескрыло-занудные слова обратно, бросаю все дела и радостно бегу записываться в бесплатные подмастерья к третьему помощнику младшего слесаря на тот самый завод, где будут строить первую в истории человечества машину времени.
Но это – только если удастся эксперимент с бутербродом.
- - -
(*) – иллюстрация из интернета, открытые источники
Если понравилось рассказанное – не стесняйтесь кликнуть по значку «Во!» (это где большой палец вверх, что в Дзене означает вовсе не респект автору, а «давайте ещё чего-нибудь примерно такого же»). И – подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.