Пётр Францев Лесгафт родился 20 сентября 1837 года. Он был замечательный хирург и преподаватель. Настоящий умница и талант. Лечил бесплатно. Первый кто допустил девушку в операционную в качестве помощника. Основатель функциональной анатомии. Вплотную занимался вопросами физического воспитания. В этой статье я расскажу о его взгляде на ребёнка и его воспитание. Очень сокращённо.
Лесгафт создал типологию личностей ребёнка. Как и любая типология она условна. Наверное не бывает "чистых" типов. Прежде чем определять тип он предлагает разделять : что дала человеку природа (генетическая наследственность), что дала человеку окружающая среда (организованная и хаотическая), что он сам из себя сделал (самообразование). Основные показатели для разделения на типы проявлены в сферах: 1) отношение к себе; 2) к окружающим; 3) к правде; 4) к делу.
Взяв условного ребёнка и ответив на вопросы по сферам, мы сможем отнести его к одному из типов. Сами типы тоже классифицируются по отношению к правде и наличию угнетающих обстоятельств. То есть Лесгафт считал, что при разных угнетающих обстоятельствах (нищета, агрессия взрослых, вседозволенность), но одном отношении к правде (по сути лгун или нет) мы получаем разные типы.
Например два правдивых типа личности: добродушный и угнетённый, сформированы в разных обстоятельствах и дают разные личности со своими особенностями. Основное различие их будет в том, что добродушный тип первый будет стоять за правду, выступит как борец, а угнетённый тип его поддержит. Сам не сможет стать двигателем, но всегда готов поддержать в борьбе за правду. Всего Лесгафт выделял шесть типов:
Знать эту типологию наизусть совершенно необязательно. Она нам нужна для того, чтобы мы осознали - человек формируется под влиянием окружающей его среды. Он социален и развивается в социуме. А это значит, что наши действия сегодня формируют личность ребёнка, его поступки и отношение к окружающей среде. Нельзя абсолютизировать влияние среды, также как и генетическую наследственность. Нужно уделить ей должное внимание. Потому как уже в детском саду мы наблюдаем, как один мальчуган свободно может сжульничать, обмануть, а другой будет краснеть, сопеть, но друга, который нашкодил не выдаст.
Лесгафт говорил о том, что мы должны стремится к воспитанию "Идеального типа" личности, правда в природе пока его не видели. Он объединяет в себе достоинства двух правдивых типов и избавлен от их недостатков.
Условия формирования идеального типа: любовь в семье, достойный воспитатель, общеполезный труд, отсутствие прибавочных раздражителей, в занятиях присутствует постепенность и последовательность, всестороннее гармоничное развитие, отсутствие безнравственного окружения, минимальные условия быта, любимый учитель.
Формирование такого качества как правдивость, в первую очередь ответственность родителей. Поэтому в следующий раз надо крепко подумать, прежде чем предложить ребёнку "невинную" ложь в ответ на телефонный звонок: "скажи, что мама ушла".