Найти тему
Nikolai Salnikov

Тайная жизнь предметов

Что может быть скучнее, чем простой, ничем не примечательный, стул? Мы ежедневно пользуемся этим предметом мебели и даже не особо обращаем внимание на то, какую форму он имеет. С него достаточно одного свойства, за которое он собственно и ценится, - быть удобным. Более прозаической вещи в доме и встретить-то сложно. Не столько предмет интерьера, сколько безликая вещь. Конечно, при покупке стула мы озабочены и его красотой, и его способностью вписаться своими изгибами в общую картину комнаты, где предстоит ему провести долгие годы. Но как только он в этой самой комнате оказывается, так сразу и пропадает у нас к нему интерес. Но иногда, пристальный взгляд на этого «невидимку», может заставить его рассказать нам удивительную историю жизни. И подчас, уж не осерчайте на деревянного, жизнь эта может конкурировать с вашей по обилию приключений, выпавших на его долю.

Итак, садись и слушай сказку про стул.

История эта началась в далёкой Вене в стародавние времена. С самого раннего утра мебельных дел мастер Микаэль Тонет чувствовал некоторое беспокойство. Может быть, всему виною был странный сон, который ему приснился под самое утро, в тот час, когда ты уже почти готов проснуться, но ещё медлишь открыть глаза, как бы досматривая сновидения. А снилось Микаэлю, что сидит он в каком-то странном городе на тесной улочке в летнем кафе, а мимо идут люди в необычных одеждах, и говорят на непонятном ему языке. На столике лежит газета, листья которой лениво шевелит ветерок, яркое солнце приятно согревает его кожу и играет зайчиками отражёнными окнами дома стоящего напротив. Допив чашечку ароматного кофе по-венски, Микаэль встаёт и вдруг понимает, что всё это время сидел на стуле, который чертовски похож на дело его собственных рук. Но, вот незадача, подобных стульев никогда не выходило из-под рук старого мебельщика.

Проснувшись, Микаэль задумчиво позавтракал и, поцеловав жену, отправился к старой мельнице, где с недавних пор расположилась его мастерская по производству мебели. Он очень любил это время, когда город только-только протирает заспанные глаза, когда хозяйки открывают окна, чтобы впустить в дом свежий утренний воздух, когда птичьи трели сливаются в звонкий хор и стены старинных домов ласкают первые солнечные лучи. Шелест листвы и поскрипывание флюгеров на крышах домов образуют игривую мелодию радости. А ты, ну то есть он - Микаэль идёт к себе в мастерскую, чтобы наполнить свой день счастьем любимого дела всей его долгой и чудесной жизни.

Дел как всегда было уйма, и пока Микаэль раздавал поручения работникам, пока разговаривал с поставщиком древесины, пока ругался с приказчиком, по поводу поставок готовой продукции, странный сон немного позабылся. Рабочий ритм полностью поглотил Микаэля и он перестал думать о том, что это за странный город и отчего в кафе на неизвестной улице стоит его (его?) стул.

Собираясь отобедать в ближайшей таверне, так как дело незаметно подошло к перерыву, Микаэль вышел из тесной конторы в помещение мастерской, где трудились его работники и вдруг обратил внимание на причудливо изогнутую деталь. Она валялась под станком, на котором гнули древесину. Подняв бракованную заготовку, Микаэль заинтересованно повертел её в руках, как бы прикидывая, куда бы пристроить этот образчик излишнего рвения мастера, что работал на станке. Наверное, уже перед самым обедом, тот задумался, да и сделал изгибы с двух сторон заготовки.

Это, конечно, сразу сделало деталь браком, как всем известно, фирменные стулья Микаэля Тонета славятся изящной петлёй на спинке, что выгодно отличает их от конкурентов. Но почему-то бросить испорченную заготовку в кучу отходов производства рука не поднялась. Насвистывая какой-то нехитрый мотив, Микаэль вернулся в контору и, взяв в руку мел, начал увлечённо чертить на угольной доске. Не прошло и часа, как среди эскизов полустёртых рукавом пиджака стал проявляться смутный силуэт элегантного, лёгкого, почти воздушного стула. Не откладывая в долгий ящик, идею следовало тут же воплотить, тем более что в мастерскую вернулись с обеденного перерыва работники. Подойдя к станку, возле которого была обнаружена счастливая находка, Микаэль быстро объяснил рабочему, что и как тому следует сделать. И вот, к первой бракованной детали добавилась вторая, а станок продолжал гнуть новую, которой предстояло стать спинкой нового стула. В дальний угол мастерской, где вырезали фанерное основание для стула, отправился листок с рисунком тиснения для новой модели. Полдня кропотливого труда были только началом рождения нового шедевра от Микаэля Тонета, всё продолжилось на следующий день и вот, взору всех, кто находился в мастерской, предстал новый стул с высокой спинкой и двумя витыми вензелями которые, начав свою жизнь как случайность, превратились в прекрасное творение умелого мастера.

По старинной привычке давать своим стульям номера, этому был присвоен номер 4. А так как Микаэль лично участвовал в его создании, то на тыльной стороне спинки было поставлено клеймо Мастера, которое означало, что этот стул первенец в новой серии.

Но любой даже очень плодотворный рабочий день имеет обыкновение подходить к концу. Так случилось и сейчас. В мастерской погас свет, рабочие разошлись по домам, на двери повесили амбарный замок, и в помещении воцарилась тишина (не забывайте, уходя с работы гасить свет и выключать электроприборы).

Из маленькой норки возле дальнего угла вылезла мышь и быстро, и суетливо начала обнюхивать свои ночные владения. Так уж было у неё заведено, что после ухода последних работников власть принадлежала ей, да она себя и ощущала неким сторожем вверенного её попечению помещения. Привычно обежав периметр, она вскарабкалась на верстак, на котором стоял новенький стул.

- А что это у нас тут такое? - сказала себе Мышь, ни к кому собственно не обращаясь. - Таких диковинных предметов я ещё не видела, вроде стул как стул, а необычный.

Конечно, Мышь не могла понять, в чём особенность этого предмета, для этого у неё недоставало профильного образования (ПрофТехУчилища краснодеревщиков объявляют набор студентов).

- А если я тебя укушу? - спросила у стула Мышь.

Поступки некоторых грызунов весьма и весьма алогичны, ну да мы не психологи, чтобы углубляться в причины подобного девиантного поведения малознакомой нам Мыши.

- Я тебе укушу, ты чего это? Где это видано, чтобы мышь полевая ела стулья, тем более такие красивые как Я?

- Ишь, деревяшка заговорила. Я к твоему сведению вовсе и не полевая, а самая настоящая домовая мышь и моя родословная восходит к первой Мыши жившей в храме Юпитера, что на одном из холмов Рима возвели древние римляне. Понял? А укусить я тебя собиралась не для пропитания, тут к счастью полно провианта, а для порядка. Известно ведь, в любой непонятной ситуации кусайся (откуда у Мыши такие познания в сленге социальных сетей позднего метамодернизма автору неведомо).

- Полегче, мне хоть и нечем тебя укусить, но лягнуть могу так, что мало не покажется. Лучше давай мирно беседовать, и ты мне расскажешь, где это я и что тут вообще происходит?

- Ты в мастерской, где делают стулья и прочую мебель. Когда-то давно тут была мельница, но хозяина обвинили в колдовстве, и он сбежал в неизвестные края. Мельница долго пустовала, пока в город не приехал Мастер, благодаря которому ты и появился на свет. Так как Мастер этот не из местных, то про старую историю с колдуном ему никто ничего и не поведал. Впрочем, место-то вроде спокойное, так что, по всему видать, не прогадал Мастер. (Граждане, выбирайте риэлторские конторы, которые зарекомендовали себя на рынке коммерческой недвижимости как надёжные партнёры)

- Вот тебе и спокойное, где это видано, чтобы Мышь разговаривала?

- Кто бы говорил? Я вот тоже не особо встречала говорящие стулья. Но ты прав, что-то тут странное творится.

Так вот мило беседуя, они и скоротали ночь, а на утро Мышь отправилась спать, а стул остался на верстаке, ожидать своей участи, какой бы она не оказалась.

Новый день был наполнен новыми чудесами. Микаэль, придя в мастерскую, на самом входе столкнулся с управляющим усадьбой графа А***. Тепло поприветствовав друг друга, старинные знакомцы зашли внутрь и тут управляющий увидел стул. А надо вам сказать, мой пытливый читатель, что пришёл в мастерскую он по важному делу. Граф А*** поручил ему поменять в усадьбе мебель, так как старая вышла из мебельной моды. Да-да, мебель тоже подвержена модным тенденциям, ну разве что они не меняют друг друга так часто как в одежде.

- Я покупаю сто стульев, именно таких как вот этот. Граф, зная, что подобных стульев ещё никто не делал, скупиться не станет и заплатит любую сумму в пределах разумного, конечно. (Богатство даёт чудесную возможность потакать своим прихотям)

Микаэль и управляющий ударили по рукам, и пошли в контору, уладить детали сделки.

Стул не очень долго оставался один. В мастерскую забежал запыхавшийся приказчик известного в Вене кафе Даум. Буквально вчера он забирал партию стульев для летней террасы, но в суете погрузки обсчитался ровно на один стул. Понимая, что его не похвалят за такую халатность, он примчался сюда, чтобы забрать недостающий стул. Заметив на верстаке нашего знакомца, он схватил его и помчался в кафе, думая при этом, что работники мастерской, обнаружив излишек, оставили недостачу для него. И невдомёк было пройдохе, что стул был вовсе не похож на те, что отправились в кафе вчерашним днём.

(Господа, проверяйте сдачу, не отходя от кассы)

Итак, приключения начались.

Управляющий кафе строго отчитал нерадивого юношу за то, что наш четвероногий герой отличался от своих собратьев как небо от земли, но, смекнув, что такие красивые изгибы только привлекут к кафе новых посетителей, решил оставить случайного гостя. А в мастерскую к Микаэлю послали заказ, на 10 новых стульев. Обновку же поставили в витрину кафе, где был расположен уютный столик на одну персону. Стоит ли говорить, что заказы на куверт в витрине были расписаны на много дней вперёд. В народе даже дали название этому стулу по имени этого кафе. Так и прозвали его стул Даум.

Шли годы, много людей увидел стул, находясь в витрине. Это была прекрасная эпоха, но, как всё в этой жизни и она подошла к концу. В один прекрасный день новый хозяин кафе решил поменять мебель в своём заведении. И когда новенькие стулья из всемирно известной мастерской братьев Тонет прибыли заменить ветеранов, старичков отправили на склад. А самый известный стул отдали в музей города, где он и простоял до первой мировой войны.

Не каждому человеку в жизни выпадает возможность посетить другие страны так часто, как удалось нашему знакомцу. Везде, где бы ни ступила его изящная нога, были ему рады. Ведь красота всегда вызывает в нас чувство радостной благости, которое мы иногда и описать-то не можем, но которое чувствуем и невольно расплываемся в улыбках без видимых на то причин.

Наш старинный знакомец успел побывать и в Германии в загородном имении одного генерала, где стоял в бильярдной комнате. Потом его отвезли во Францию. Там он жил в доме ветерана Первой Мировой Войны, доставшись хозяину в качестве трофея. Дети ветерана продали стул цирку шапито, и с ним стул посмотрел пол Европы. А потом была новая Великая Война, и после неё стул попал в далёкую северную страну, где верой и правдой служил в Министерстве внешней торговли в конторке сторожа. Где бы не появлялся номер 4, везде он был к месту. Потому что удобная красивая мебель всегда в цене.

Прошло ещё много лет. Где только не довелось побывать стулу. Но вот в один из дней, когда на блошином рынке, где стул пребывал последнее время, появился странный человек и увидел нашего героя, жизнь стула претерпела коренные изменения.

Теперь он стоит рядом со своими собратьями в уютном кафе на тихой улочке в чудесном городе. Каждый из них заботливо отремонтирован и у каждого из них своя роль в заведении. Одни стоят у столиков ожидая клиентов, другие стоят на улице, в летние тёплые дни привлекая своей красотой прохожих. Один табурет с номером 2 стоит возле фортепиано и на спинке его красуется изображение Моцарта. А в дальнем углу у окна стоит кресло, в котором так удобно сидеть и смотреть на прохожих, потягивая благородное вино. (Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью).

В этом чудесном месте по ночам, когда последние посетители расходятся по домам, можно услышать, как мебель рассказывает истории своей жизни. Стоит ли удивляться, что заведение носит имя Братья Тонет? Я думаю, что это вовсе и не удивительно.

КОНЕЦ.