Найти тему

Хильдегарда Бингенская [женщины в истории музыки]

Говоря о женщинах в истории музыки и, в частности, о женщинах-композиторах, нельзя не вспомнить о Хильдегарде Бингенской. Более того, стоило, наверное, начать именно с неё. Вряд ли, мы сможем найти известную женщину-композитора (или даже много мужчин-композиторов) дошедших до нас с XII века. Композитор со своим собственным знаменитым именем ИЗ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ – это, в принципе, редкость. И прежде, чем мы перейдём к Хильдегарде, стоит немного поговорить о музыке того времени.

Хильдегарда получает свыше какие-то видения/вдохновения и переносит на скрижали, что у неё в руках. Её любимая помощница Рикарда наблюдает
Хильдегарда получает свыше какие-то видения/вдохновения и переносит на скрижали, что у неё в руках. Её любимая помощница Рикарда наблюдает

В течение 15 веков (с I века и по XVI век) музыка в Европе была преимущественно церковная. Речь о Римско-Католической церкви и о главенствовавшем в мире музыки Григорианском хорале.

Григорианский хорал – уникальная коллекция тысяч религиозных песен на латыни. Эта музыка носит имя Папы Римского, Григория I Великого (540 – 604 гг.). Однако, его роль в написании хорала преувеличена. Эту музыку писали многие мужчины и женщины, как за 5 веков до рождения Григория Великого, так и в течении 10 веков после (и во время его правления тоже). Григорианский хорал отличается от другой известной нам музыки. Это монодийные песнопения (одноголосное пение в унисон) вне какой-то чёткой метроритмической системы. Женщинам и мужчинам нельзя было петь в одном хоре. Обычно исполнялся Григорианский хорал мужским хором в унисон. Никакого инструментального сопровождения нет. Монохромный звук, под который сложно хлопать или пританцовывать является музыкой, скорее, медитативной, призванной помочь мирянам войти в более высокое духовное состояние для общения с Богом.

Григорианский хорал и нотация тех времён, невмы
Григорианский хорал и нотация тех времён, невмы

Хильдегарда Бингенская / Hildegard von Bingen (1098 - 1179) – немецкая монахиня, пророчица, основательницы монастыря Рупертсберга. Она создавала труды по естествознанию, медицине, писала мистические книги, а также множество стихов и музыкальных композиций. Хильдегарда внесла, в том числе, немалый вклад в создание Григорианского хорала. Она, как ни странно, была знаменита уже в своё время, в XII веке.

Хильдегарда родилась в Бермерсхайме (Германия) в декабре 1098 года. Девочка была десятым ребёнком в семье, и родители отдали её в церковь в качестве церковной «десятины». В 8 лет Хильдегарду отправили получать религиозное образование в монастыре. На воспитание её взяла монахиня Ютта, сестра графа Мейнхарда фон Шпонхайма. В возрасте четырнадцати лет Хильдегарда поселилась в женском ските (место жительства монахов/монахинь) под Бингеном, вместе с Юттой. Скит существовал под покровительством одного из мужских бенедиктинских монастырей. Хильдегарда изучала там не только Священные Писания, но и различные искусства. После смерти Ютты (ей было всего 44 года) Хильдегарда стала руководить тамошней женской монашеской общиной (1136 год). Позднее она основала монастырь Рупертсберг под Бингеном (1147 – 1152 гг.). А в 1165 году монахиня создала филиал бенедиктинского монастыря в Айбингене, который теперь называется церковью святой Хильдегарды.

Abtei St. Hildegard (Rüdesheim am Rhein) - церковь существует по сей день
Abtei St. Hildegard (Rüdesheim am Rhein) - церковь существует по сей день

Хильдегарда творила очень много, пожалуй, больше, чем другие люди искусства того времени. К тому же, её интересы были очень разнообразны. Она писала о ботанике, астрономии, языках, медицине, теологии, музыке, поэзии, истории… Говоря о её композиторских талантах, она сочиняла гимны, антифоны (церковные песнопения) и просто песни, которые исполнялись в монастырях.

Монахиня считала, что всё, что она сочиняет, на самом деле является творениями Господа. А сама Хильдегарда, как и все остальные люди – лишь сосуд, который Бог создал для себя и наполнил вдохновением, чтобы его работа была передана миру.

Музыка была крайне важна для Хильдегарды. Она называла музыку средством возвращения в мир изначальной радости и красоты рая. По словам Хильдегарды, Адам до грехопадения обладал чистым голосом и присоединялся к ангелам в пении прославлений. Она считала, что после падения музыка и музыкальные инструменты были изобретены для надлежащего поклонения Творцу.

Хильдегарда Бингенская
Хильдегарда Бингенская

С детских лет Хильдегарда сочиняла музыку на собственные стихи. Особое внимание в её композициях уделялось деве Марии и святой Урсуле. Она собрала более семидесяти своих одноголосных распевов в сборник под названием «Гармоническая симфония небесных откровений».

Надо отметить, что музыкальной нотации тогда не существовало в том виде, в котором мы её знаем. То есть, нот, к которым мы, музыканты, сейчас привыкли тогда попросту не было. Музыкальная нотация была иная. В Западной Европе того времени существовали невмы. Записи музыки самой Хильдегарды выглядели, к примеру, вот так:

невмы Хильдегарды
невмы Хильдегарды

Сохранилась её литургическая драма «Действо о добродетелях» («Ordo virtutum»), которая посвящена теме борьбы за человеческую душу между 16 персонифицированными добродетелями (женские партии) и дьяволом (единственная мужская партия). Эта драма является, по сути, ПЕРВЫМ в истории представлением в жанре моралите.

Моралите – драматическое представление, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия (Средние века, эпоха Возрождения).

Я нашла для вас эту драму в современном уже исполнении. Если есть время, посмотрите. Представление длится более часа. Помимо вокала, там и интересное музыкальное наполнение из средневековья, так сказать.

Хильдегарда не боялась открыто противостоять политическим и церковным лидерам своего времени, если считала это необходимым. Она имела широкую переписку со многими из них, и могла свободно высказывать своё мнение. В последние годы жизни, несмотря на преклонный возраст и трудные условия передвижения, Хильдегарда путешествовала по всей Европе, чтобы говорить с людьми и делиться своими духовными идеями.

В последний год своей жизни Хильдегарда разрешила похоронить дворянина, который был отлучен от церкви, в монастыре, поскольку она считала, что он был примирен с Церковью до своей смерти. Это привело к отлучению от церкви самой Хильдегарды вместе с остальной частью ее монастыря. Сёстрам было запрещено принимать причастие или петь. Хильдегарда обратилась к вышестоящим церковным властям, и, наконец, запрет был отменен незадолго до ее смерти в 1179 году. Хильдегарда была канонизирована и объявлена Доктором Церкви в 2012 году папой Бенедиктом XVI.

Изображение Хильдегарды
Изображение Хильдегарды

Музыка Хильдегарды, на мой взгляд, крайне умиротворяющая, медитативная, успокаивающая. Мне, не являющейся христианкой, или, в принципе, религиозным человеком, слушать эту музыку не только интересно с исследовательской точки зрения, но и просто приятно. Мне нравится включить эти григорианские песнопения и работать, писать данную статью, например. Вам тоже предлагаю послушать её ещё, оставлю видео ниже. А если вам нравится меня читать, предлагаю поставить «понравку» и подписаться на мой Дзен, что можно сделать ЗДЕСЬ. Репосты в соцсетях горячо приветствуются, конструктивные комментарии – тоже.

Ещё о женщинах-композиторах можно почитать эту статью и эту статью. Серия началась только недавно.

Hildegard von Bingen - Heaven And Earth