автор - Михаил Поляков
Есть что-то мистическое, неизъяснимое, как бесконечность, в том, что первый на Земле и главный отечественный космодром был построен в степи. Не на клочке суши, с трех или четырех сторон окруженном водой, не в лесу или в горах, а именно в степи, там, где кончается земля и начинается небо. Впрочем, те, кто принимал решение о строительстве первого космического порта, руководствовались при выборе места совсем иными критериями - политическими, геостратегическими и научными.
Точка отсчета
1955 год. Всего через десять лет после самой разрушительной и кровавой войны в истории земной цивилизации полуголодная страна, находясь перед необходимостью политического и экономического выживания, неимоверным напряжением всех ресурсов сделала первый шаг к звездам. 12 февраля ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона Министерства обороны (НИИП-5). Этот полигон предназначался для проведения испытаний ракетной техники, способной не только доставлять ядерные заряды на огромные расстояния (в частности до США), но и для исследования космического пространства.
Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, специальная комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ перед другими вариантами (северокавказским и дальневосточным): малонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году, малое количество осадков, а главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли. Так территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там.
Летопись первого космического порта планеты началась зимой 1955 года, когда в Тюра-Там прибыло первое воинское подразделение строительных частей. С той поры слово "первый" стало неотъемлемой частью истории Байконура. Разумеется, строительство объекта было засекречено. В служебных документах он фигурировал под кодовым словом "Тайга". А вот городок для обслуживающего персонала получил официальное и традиционное имя Ленинск.
Космодром начинали строить практически на пустом месте - ни рабочей силы, ни базы стройиндустрии, ни источников электроэнергии там не существовало. Началось создание производственной базы: закладывались бетонные заводы, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Одновременно с началом строительства шел процесс формирования самого коллектива создателей космической гавани. Конечно, трудности, с которыми встретились строители космодрома, были в первую очередь связаны с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов.
Были и бытовые проблемы. Военные и гражданские строители жили в палатках и землянках. Ели пищу из походных кухонь и пили неочищенную воду, которую привозили водовозками из Сырдарьи, отчего среди "пионеров космоса" свирепствовали желудочнокишечные заболевания. Это были характерные для того времени "издержки". Не выдерживали машины, но люди выстояли. Уже в конце 1955 года космодром был сформирован из 20 частей и отдельных подразделений общей численностью 1900 военных и 664 вольнонаемных служащих и рабочих. Численность же стройбатовцев доходила до 20 тысяч.
2 июня 1955 года директивой Генерального штаба была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона ( НИИП). Эта дата была официально признана днем рождения космодрома Байконур. В рекордные сроки, уже к маю 1957 года, все основные элементы инфраструктуры космодрома (ныне "Центр" космодрома) были готовы к эксплуатации. За полтора года был возведен стартовый комплекс "Площадки № 1 и № 2". Вторая была впоследствии названа "Гагаринским Стартом".
Ключ на старт
15 мая 1957 года с Байконура состоялся первый пуск межконтинентальной ракеты Р-7 конструкции С.П. Королева, впоследствии ставшей первой космической ракетой, на базе которой создана одна из самых надежных ракетоносителей "Союз", стартующая с космодрома и по настоящее время. Но первый пуск был неудачным. Ракета стартовой массой 273 т. пролетела 400 километров, после чего на борту возник пожар в хвостовом отсеке. Через месяц печальную судьбу отечественного первенца разделила американская МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) "Атлас". Но гонка за космическое лидерство уже началась.
21 августа 1957 года Р-7 успешно отработала активный участок траектории и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета может вывести на орбиту искусственный спутник Земли, и 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени со стартовой площадки № 1 НИИП-5 ракетой Р-7 первый в мире искусственный спутник Земли (ИСЗ) был выведен на околоземную орбиту. Вес спутника составил 83,6 кг. Он просуществовал в космосе 92 суток и совершил 1400 оборотов вокруг Земли. Так был начат отсчет космической эры.
Второй ИСЗ, в герметичной кабине которого находилась собака Лайка, весил уже 508,3 кг. Второй "американец" "Эксплорер-1", запущенный 1 февраля 1958 года, весил всего 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его "апельсином".
Гонка по вертикали
17 августа неудачной попыткой США запустить к спутнику Земли зонд "Пионер" началась изнурительная конкурентная гонка по направлению к Луне. Неудачные попытки приблизиться к ней были предприняты США также 11 октября, 8 ноября и 6 декабря 1958 года.
23 сентября неудачно закончилась и наша попытка запуска космического аппарата к Луне с помощью созданной на базе Р-7 трехступенчатой ракеты "Восток". Неудачные пуски состоялись также 12 октября и 3 декабря 1958 года. А всего в 1958 году со стартовой площадки Байконура было произведено 10 пусков.
Осенью 1959 года была впервые решена задача доставки аппарата на Луну. Ее выполнила станция "Луна-2", запущенная 12 сентября. Станция "Луна-2" точно вышла на расчетную орбиту и 14 сентября в 00 часов 02 минуты 02 секунды по московскому времени достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности, примерно в 800 км от центра лунного диска. На Луну были доставлены шаровой и ленточный вымпелы с изображением Герба Советского Союза с надписью "СССР. Сентябрь 1959".
Через 20 суток, 4 октября, с целью осуществления фотосъемки обратной стороны Луны с Байконура был произведен запуск очередной автоматической станции "Луна-3". Станция сфотографировала почти половину поверхности Лунного шара, две трети фотографий составили изображения обратной стороны Луны. На основании фотографий, переданных станцией "Луна-3", в 1960 году были составлены первые атлас и карта обратной стороны Луны. В течение 1959 года на полигоне было произведено 16 пусков, 14 из которых прошли удачно.
В январе 1960 года на Полигоне были завершены летные испытания ракеты Р-7 и она поступила на вооружение Ракетных войск стратегического назначения. А 15 мая, с запуска ракетой-носителем «Восток» корабля-спутника, началась подготовка полета человека в космос.
Первыми были мы
Ракета - носитель «Восток» имела длину 38,76 м, стартовую массу 287 т., начальную массу 3-й ступени 12,5 т. Масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту, составляла 4,725 т. Второй корабль-спутник, стартовавший 19 августа 1960 года, имел на борту первых живых "испытателей" - собак Белку и Стрелку . После 17 оборотов вокруг 3емли корабль приземлился в заданном районе. "Испытатели" нормально перенесли полет и приземление .
А 24 октября 1960 года при испытании новой МБР Р-16 конструкции М.К. Янгеля произошла катастрофа. В ходе проведения электрических испытаний на заправленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени. В результате возникшего пожара и отравления парами компонентов топлива погибло 76 военослужащих и представителей промышленности. Среди погибших 35 офицеров, 8 сержантов и 14 солдат. В числе погибших был Главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М.И. Неделин.
Несмотря на это, уже 24 декабря стартовал третий корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой. Правда, из -за выключения двигателя 3-й ступени спускаемый аппарат отделился и совершил посадку на парашюте в Сибири у реки Нижняя Тунгуска, но животные остались живы. Сам по себе этот факт ни в коей мере не снижал степень риска космического полета для обитателя Земли. Тем значительнее стал самый главный - первый шаг человека в Космос.
Боевым расчетом 5-гo НИИП был подготовлен и 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут выведен на орбиту Земли космический корабль «Восток», пилотируемый нашим соотечественником Юрием Гагариным. «Восток» совершил 1 оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут и приземлился в Энгельсском районе Саратовской области. Именно с этого дня во всех документах о запуске 5-и НИИП официально именуется космодромом Байконур. В США, кстати, первый пилотируемый полет , состоявшийся через 23 дня, длился всего 15 минут.
Наступать нам на пятки американцы начали в 1965 году. 23 марта астронавты Вирджил Гриссом и Джон Янг впервые сделали нечто такое, чего до них не делали мы, - они совершили первый маневр на орбите, управляя кораблем вручную.
После этого NASA принялось наверстывать упущенное ускоренными темпами: поначалу астронавты в основном экспериментировали в области маневров на орбите, стыковываясь и расстыковываясь с пилотируемыми и беспилотными аппаратами, а затем приступили к реализации лунной программы. Всего в рамках этого проекта было совершено шесть посадок, первая из которых состоялась 20 июля 1969 года.
Итак , человек вырвался в космос . Сейчас, когда полеты за пределы земной атмосферы стали регулярными а их научный и экономический эффект реально ощутим, мы с большим вниманием можем оценить значение наших космических достижений в период, предшествовавший появлению качественно новой техники.
От "Бурана" до майдана
Космодром Байконур стал символом XX- гo, космического века. За годы, прошедшие после полета Ю.А. Гагарина, на космодроме были испытаны новые поколения жидкостных межконтинентальных баллистических ракет, как легкого, так и тяжелого классов, ставшие основой стратегической военной мощи страны. За это же время прошли испытания новые ракеты- носители легкого, среднего и тяжелого классов и их модификации: "Циклон", "Союз", "Протон", Н-1,"Зенит", "Энергия". Из них только Н-1 не завершила испытания. Не столько по техническим, сколько по субъективным причинам - из-за борьбы конструкторов за ведущее место после смерти С.П. Королева.
В "лучшие" годы космодрома eгo основные технические сооружения поражали воображение своей численностью и масштабом: 52 стартовых сооружения, 34 технических комплекса, 3 вычислительных центра, 16 стационарных измерительных пунктов 2 подвижных автомобильных, 1 железно дорожный, 4 самолетных измерительных пункта, 4 базы падения, кислородно-азотный завод, 2 механосборочных завода, 2 аэродрома и 5 посадочных площадок. Наконец, ТЭЦ мощностью 80 МВт 2 энерго-поезда, метеостанция, ионосферная станция.
Всего с Байконура за прошедшие 50 лет было запущено более 1100 космических аппаратов серии "Восток", "Восход", "Союз», "Пpoгpecc", орбитальных станций серий "Салют", "Мир" и МКС , а также более 100 межконтинентальных баллистических ракет. Испытано 38 новых типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их модификаций. Отсюда ушли в небо межпланетные станции для изучения Луны, Венеры, Марса и Солнца.
15 ноября 1988 года отсюда же стартовал первый отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с полезной загрузкой до 30 т. и объемом кабины более 70 куб. м. Его вывел на орбиту уникальный ракетоноситель "Энергия". "Буран" вышел на расчетную орбиту, совершил двухвитковый полет вокруг Земли продолжительностью 205 минут и впервые в мире приземлился в автономном режиме на одной из специально построенных посадочных полос космодрома длиной всего 5 километров и шириной 80 метров. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования.
Параллельно с развитием стартовых комплексов рос и город Ленинск. В период расцвета космических программ его население, включая военнослужащих, достигало 150 тыс. человек. В целом жили трудно. Дома, в основном пятиэтажные "хрущевки", были не приспособлены к специфическим климатическим условиям. Хотя снабжение было "московским", т.е. дефицитным. Так было до краха СССР как единого государства.
В 80-е годы Ленинск открыли для работы казахскому населению из Тюра-Тама, и город стал подвергаться нашествиям вандалов и грабителей. Довершила разгром Ленинска передача его в 1989 году местным властям, не готовым отвечать за обслуживание столь специфической инфраструктуры. Офицерский состав комплекса оказался дезориентирован. Система прямого подчинения рухнула. Это немедленно сказалось на дисциплине подразделений, укомплектованных солдатами-срочниками, главным образом из оставшихся многочисленных стройбатов. В казармах начались межэтнические конфликты, которые выплеснулись на улицы.
С середины 1990 года в Ленинск стали приезжать представители национальных "фронтов" союзных республик. Они убеждали солдат бежать на "свою родину". Апогея это движение достигло в феврале 1992 года, когда начался массовый исход солдат из соседних регионов Казахстана, которые составляли большинство солдатской массы космодрома. Уходя, они сжигали казармы и штабы своих частей.
До распада СССР Байконур был полностью на обеспечении государства. Но после образования СНГ и всеобщего развала финансирование города из центра практически прекратилось. Космодром продолжал осуществлять запуски, но в магазинах исчезли продукты, иногда отключали электроэнергию. Из-за этого многие семьи стали перебираться на "материк". В городе пустели целые дома, а у тех, кто остался, создавалось впечатление, что о маленьком кусочке России в казахских степях все забыли. Выживали кто как мог. Кто-то из уникальных специалистов включился в общий поток челноков, торговал товарами, привезенными из отпусков, другие продавали свои вещи на пустыре на окраине города. Третьи перебивались "с хлеба на квас". Сегодня об этом периоде жители Ленинска вспоминают как о страшном сне.
В 1995 году город был передан под административный и юридический контроль российской администрации. Финансовые поступления из российского бюджета позволили начать восстановление разрушенного жилищного фонда и благоустройство. Но и здесь не обошлось без известных издержек того времени. Проблемы Байконура были использованы как "экономическая крыша" для различных схем ухода от налогов, главным образом нефтяных компаний, руководители которых в середине 90-х диктовали свою волю правительственным структурам России. При этом в высоких кабинетах понимали "правила игры периода первоначального накопления капитала", а заложниками оставались те, кто не мыслил своей жизни без любимой работы, без космоса.
Альтернативы нет
Но правители приходят и уходят, а космодром остается.
Еще в мае текущего года Президент России Владимир Путин и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев договорились о совместной поездке на космодром Байконур в день празднования его золотого юбилея. И слово сдержали. Они приняли участие в торжественных мероприятиях, посвященных 50-летию легендарного космодрома, побывали на стартовых площадках и других объектах, встретились с жителями города, с ветеранами. Президенты России и Казахстана подписали совместное заявление о перспективах развития космодрома Байконур, были подписаны также межправительственное соглашение по экологии и природопользованию на территории космодрома и соглашение между Роскосмосом и Министерством образования и науки Казахстана о сотрудничестве при реализации космических программ.
Ныне взаимодействие России и Казахстана не ограничивается только арендой Байконура. Уже сейчас успешно реализуется ряд совместных проектов, в том числе по созданию на космодроме ракетно-космического комплекса Байтерек для запуска казахстанского спутника связи и вещания KAZSAТ. В России проходят подготовку казахстанские космонавты. В 2005 году с космодрома Байконур с помощью российских носителей планируется вывести на орбиту космические аппараты ряда иностранных государств - Египта, Саудовской Аравии, США, Японии, Италии, Белоруссии.
Таким образом, Байконур по-прежнему остается одним из основных инструментов выполнения национальных и международных космических программ. В обозримом будущем только здесь может быть решен целый ряд важнейших задач: вывод на геостационарную орбиту космических аппаратов связи, навигации и телевещания, запуски российских космических кораблей по пилотируемой программе и автоматических межпланетных станций.
Также на космодроме Байконур планируется создать космический ракетный комплекс с использованием межконтинентальных баллистических ракет РС-20 "Воевода". Новый импульс многостороннему сотрудничеству в области мирного освоения космоса придаст реализация российско-казахстанско-украинской программы "Днепр".
Словом, альтернативы Байконуру нет. Он был, есть и будет нашей гордостью - самым работающим космодромом Земли!
* * *
Их были тысячи - создателей и хранителей Байконура. Каждый из них своим трудом и талантом дал человечеству возможность преодолеть силу земного притяжения. Перечислим хотя бы некоторых поименно: А.И. Нестеренко, Г.М. Шубников, В.М. Рябиков, С.П. Королев, В.П. Глушко, В.П. Бармин, Н.А. Пилюгин, В.И. Кузнецов, А.П. Метелкин, А.И. Носов, А.А. Васильев, К.В. Свирин, В.И. Фадеев, Ю.Н. Сергунин, Ю.А. Жуков, А.Л. Крыжко, Л.Н. Акимов.
Это они и их соратники, помощники подарили нам точку отсчета, от которой только выше, выше и выше...
В бесконечность!
Если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал и поставить лайк под этой записью, впереди вас ждет еще много всего интересного!
При перепечатке ссылка на материал статьи обязательна. Copyright © 2019 by MONOLITH digest. All right reserved.