Oscar, 1991
Реж.: Джон Лэндис
В главных ролях: Сильвестр Сталлоне, Винсент Спано, Орнелла Мути, Мариса Томей
Видели когда-нибудь неудержимого Сталлоне в образе почтенного отца семейства? Нет? Срочно смотреть!
Картина «Оскар» 1991 года – это на самом деле ремейк одноименного французского фильма с Луи де Фюнесом в главной роли, но смысла спорить о том, какой фильм лучше – нет. Американец Джон Лэндис снял свой собственный самобытный фильм с непередаваемой атмосферой гангстерского мегаполиса 20-х годов прошлого века. Действие происходит в течение одного дня в огромном богатом доме, а главная героиня здесь – путаница.
Гангстер, чье имя вызывает у начальника отдела полиции нервный тик, клянется умирающему отцу (легендарному Кирку Дугласу) завязать с преступностью и начать, наконец-то, вести честную жизнь. Идея, казалось бы, изначально обреченная на провал. На следующий же день все идет не по плану: строптивая дочь отбивается от рук, бухгалтер признается в том, что обворовал своего босса, горничная пытается уволиться и уносит притом ценный чемодан, а подручные никак не могут избавиться от скверной привычки носить с собой оружие.
Как в такой нервной обстановке можно не сорваться и не пойти на зверское преступление, моим нервам не понять, но факт: Сталлоне не зря называют в Голливуде «Хитрецом». Да, трудно сравнивать его игру с исполнением Луи де Фюнеса, но вам придется признать – Анджело Проволоне – не только грозный гангстер, но и чертовски обаятельный и сообразительный малый, который способен извлечь выгоду из любой, даже самой неожиданной ситуации.
А ситуаций ему предстоит разрулить море: похоже, что все вокруг сегодня сговорились оглушить его какой-нибудь неожиданной новостью, и теперь все в его доме идет кувырком. Но, несмотря на все конфликты и скандалы, разгорающиеся то в одной сцене, то в другой, вас непременно подкупит нежность и тепло, с которой относятся друг к другу герои. Бухгалтер говорит о своей невесте с неподдельным обожанием, капризная дочь явно восхищена образованным доктором, красавица-супруга волнуется за всю семью, а подручные бандиты обожают своего босса и готовы на все ради заботы о его благополучии.
Каждый второстепенный герой в этой картине достоин отдельного абзаца. Бухгалтер смазлив и пронырлив, дочь капризна и мила, доктор-лингвист – сладкий до отвращения, братья-портные думают лишь о своей работе, а дворецкий с сигарой, как и положено дворецкому – невозмутим и ироничен.
Работу над обстановкой создатели этого фарса тоже провели отличную. Действие происходит всего в нескольких комнатах, но декорации проработаны так тщательно, что мы с ходу попадаем в роскошную обстановку начала ХХ века – дорогая мебель, предметы искусства, зеркала, лепнина и шелкография на стенах. Сразу видно, что здесь живет богатейшая семья, члены которой не привыкли отказывать себе ни в чем, и от такого великолепия у нас лезут на лоб глаза.
К игре актеров в свое время было выдвинуто много претензий, но, думается, зря. Орнелла Мути, Винсент Спано и Питер Ригерт в принципе не умеют плохо играть, Сталлоне выложился на полную катушку и раскрыл весь свой комедийный талант, ну а Марисе Томей можно сделать небольшую скидку – в те годы она только начинала свою карьеру. Главное здесь – все актеры играют в классической манере старых фильмов, на грани абсурда и серьезности, а звуковое сопровождение только усиливает комический эффект.
Одним словом, «Оскар» - это легкий комедийный спектакль с прекрасной визуальной составляющей и тонким юмором. События следуют одно за другим, юмор не иссякает, и, если вы устали от современных грубых шуток и юмора ниже пояса, вы замечательно проведете целых полтора часа своей жизни.