Найти в Дзене

Как стать счастливым: 9 книг, ведущих к цели.

Оглавление

«Человечество не в состоянии вынести слишком много действительности», — писал Томас Элиот. Находить силы, чтобы жить и сохранять здоровый рассудок, легче, когда мы счастливы. В помощь тем, для кого это чувство неуловимо или неведомо, — 9 книг о счастье с научными фактами, упражнениями и рекомендациями.

1. «ПСИХОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ. НОВЫЙ ПОДХОД»

СОНЯ ЛЮБОМИРСКИ 

Соня Любомирски, один из ведущих позитивных психологов мира, более 20 лет исследует разные стратегии, которые помогают людям стать счастливее. В результате возникла научно обоснованная теория счастья, которую сама Любомирски называет «теорией сорока процентов». 

 

Уровень счастья (или субъективное ощущение благополучия) в большой степени предопределен генетически. Значительные события, как положительные (крупный выигрыш), так и негативные (потеря зрения, смерть близкого человека), меняют его лишь на время. А сорок процентов, о которых пишет Любомирски, — это та часть индивидуального ощущения счастья, которая не предопределена наследственностью и на которую мы можем повлиять. И это хороший повод не опускать руки.

2. «БЫТЬ СЧАСТЛИВЕЕ»

ТАЛ БЕН-ШАХАР 

Люди плохо представляют себе, где искать счастье, — замечает другой всемирно известный эксперт в области позитивной психологии Тал Бен-Шахар. В юности мы выбираем или «неправильный гамбургер», пишет он, — вкусный и калорийный гедонизм, от которого потом тяжесть в желудке и пустота в душе, или безвкусные «крысиные бега» за успехом, которые принесут пользу и удовольствие когда-то потом, или нигилизм, от которого не приходится ждать ничего хорошего ни сейчас, ни в будущем. 

 

И хотя никто из нас не может раз и навсегда достичь счастья, зато у каждого есть шанс стать счастливее, выбрав правильный «гамбургер» — тот, что приносит радость и удовлетворение в настоящем и способствует благополучию в будущем. Об ингредиентах правильного «гамбургера» Тал Бен-Шахар рассказывает и в следующей своей книге «Что ты выберешь?».

3. «СЧАСТЬЕ. УРОКИ НОВОЙ НАУКИ»

РИЧАРД ЛЭЙАРД 

Британский экономист Ричард Лэйард анализирует результаты многочисленных исследований социологов, психологов и экономистов о том, что влияет на наше счастье. 

 

Вот один из его главных выводов: учет интересов других людей и общества в целом не только не уменьшает нашу личную удовлетворенность, а напротив, увеличивает ее. То есть индивидуальное счастье без «счастья для всех» не может быть полным. К сожалению, политики и экономисты не замечают или игнорируют факторы, позитивно влияющие на наше ощущение благополучия, — доверие, сотрудничество.

4. «ВЕЧНАЯ ЭЙФОРИЯ. ЭССЕ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ СЧАСТЬЕ»

ПАСКАЛЬ БРЮКНЕР 

Чем плохо стремление к счастью и успеху? А такие общепризнанные цели, как здоровый образ жизни, сексуальное благополучие? Именно тем, что вменяются сегодня в обязанность каждому, становятся долгом и этическим принципом. 

 

«Как только желанное становится возможным, оно тут же причисляется к разряду необходимого, — пишет в своем провокационном мини-трактате французский мыслитель Брюкнер. — Отныне безнравственно не быть счастливым». Рассуждения философа о деньгах, зависти, страдании и счастье будоражат сознание и дают шанс пересмотреть навязанные извне правила и стереотипы.

5. «КНИГА О СЧАСТЬЕ»

АНДРЕЙ ЛОРГУС 

Главным препятствием между человеческой душой и счастьем автор — протоиерей и психолог Андрей Лоргус — считает страх: «А в основе любого страха лежит страх смерти, он перекрывает человеку возможность быть счастливым». Выход — вера в Воскресение Христово, в победу над смертью. 

 

Значит ли это, что тем, кто не верит в личное бессмертие, нет пути к счастью? Паллиативные представления о бессмертии — вера в продолжение жизни в детях и правнуках, в своих творениях, в человеческих взаимоотношениях, вера в оставленное после себя добро. Андрей Лоргус затрагивает и экзистенциальные вопросы любви и человечности, и вполне бытовые — даже, возможно, на первый взгляд странные, вроде такого: «угрожают ли кредиты славянской самобытности».

6. «БУДДА, МОЗГ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ. КАК ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ К ЛУЧШЕМУ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО»

ЙОНГЕ МИНГЬЮР РИНПОЧЕ 

В 2002 году американский нейрофизиолог Ричард Дэвидсон пригласил буддийского ламу и монаха Йонге Мингьюра Ринпоче принять участие в исследованиях Вейсмановской лаборатории нейрофизиологии и функционирования мозга (США). Ученый хотел выяснить, как медитация влияет на активность мозга. 

 

Результаты исследования поразили всех: во время сеанса медитации у Мингьюра Ринпоче нейронная активность в зоне мозга, связанной с ощущением счастья, увеличивалась на 700%! Позже издания The Time и National Geographic окрестили Ринпоче «самым счастливым человеком на земле». Можно ли обычному человеку научиться управлять мозговой активностью и менять психическое состояние по собственному желанию? Мингьюр Ринпоче делится своими знаниями в этой книге.

7. «ГОД СЧАСТЬЯ. BE HAPPY. 365 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КАЖДОГО ДНЯ»

ИЗАБЕЛЬ ФИЛЛЬОЗА 

Работать над собой и учиться жить своей жизнью можно разными способами. Вариант, предлагаемый французским психоаналитиком Изабель Филльоза, прост и приятен: на каждой странице книги — упражнения, которые помогут наладить отношения с другими, помириться с прошлым или лучше понять себя. 

8. «БОЛЬШАЯ КНИГА О СЧАСТЬЕ».

ПОД РЕДАКЦИЕЙ ЛЕО БОРМАНСА 

Если в предыдущих книгах вы так и не нашли оптимального для себя способа испытать высшее удовлетворение, то вам стоит открыть эту книгу. В одном из 100 исследований о счастье, проведенных на разных континентах и в условиях разных цивилизаций, вы обязательно встретите формулу, адресованную лично вам. 

 

Впрочем, во всех этих работах повторяются два общих и наиболее значимых для переживания счастья фактора. Это активность личности и эмоциональная связь с другими людьми. Кроме того, важнейшее условие для субъективного ощущения благополучия — стремление к цели и сам процесс ее достижения (а не желаемый результат!). 

✒9. «СДЕЛАТЬ СЧАСТЛИВЫМИ НАШИХ ДЕТЕЙ. ДОШКОЛЬНИКИ 3–6 ЛЕТ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 6–10 ЛЕТ. ПОДРОСТКИ 11–16 ЛЕТ»

НАТАЛЬЯ НИКИТИНА, КСЕНИЯ КИСЕЛЕВА 

Счастливый ребенок — какой он? Развитый, но не перегруженный. Успевающий, но не с единственной целью непременно добиться успеха. Находчивый и самостоятельный, но в меру своих возрастных возможностей… Счастливый ребенок растет, проходя все стадии развития в собственном ритме. Что мы можем для него делать? Терпеливо поддерживать, откликаясь на его просьбу о помощи. Давать свободу, но не оставлять. Любить и защищать, но не прятать от жизни.