Продолжу свой рассказ об Государственном музее авиации Украины имени О.К. Антонова в Киеве. Сегодня поговорим об одном из сохранившихся пассажирских самолётов Ил-14П. Экспонат интересный сам по себе, а тут ещё он в ливрее полярной авиации. Но действительно ли этот борт летал в арктических экспедициях?
Место рождения — Чехословацкая Республика
Ещё не успел пассажирский самолёт Ил-12 отлетать государственные испытания, а ОКБ Ильюшина приступило к работе над его более совершенной версией. Она получила обозначение Ил-14 и впервые поднялась в небо 13 июля 1950 года. А уже через 2 года — 30 декабря 1952 года — после прохождения всех испытаний правительственная комиссия рекомендовала начать серийное производство нового самолёта.
В Государственном музее авиации Украины экспонируется Ил-14П с бортовым номером СССР-52036. Интересно, что этот борт произведён не в СССР. Ил-14 стали одними из первых моделей самолётов, которые Советский Союз отдал на лицензионное производство в страны Варшавского договора. В частности — в Чехословацкую Республику. Самолёты, произведённые в Чехословакии, обозначались Авиа-14П и ничем не отличались от выпущенных в СССР.
Наш герой сошёл с конвейера завода Avia в Праге в 1957 году. В состав «Аэрофлота» зачислен в том же году под б/н СССР-Л2036. Списан в 1980 году по причине выработки назначенного ресурса и долгое время служил учебным пособием в Киевском институте инженеров гражданской авиации.
Хочется пару слов отметить о состоянии самолёта на музейной площадке. Следить за бортами на открытых площадках достаточно сложно — коррозия, посетители с вандальными наклонностями и т.д. Но этот Ил-14П выглядит вполне хорошо.
Видно, что самолёт регулярно подкрашивают, двигатели закрыты, цело остекление кабины и носовые фары. Хотелось бы разве, чтобы борт поставили на специальные бетонные подставки — во избежание порчи покрышек колёс шасси. И убрать информационные указатели, которые портят кадр.
А был ли мальчик?
И вот мы подошли к главному вопросу. Ил-14П из Государственного музея авиации Украины красуется в ливрее полярных экспедиций — характерный ярко-красный цвет в сочетании с эмблемой пингвина на киле и надписью «Полярная авиация». «Заслужено» ли он её носит?
Думаю, что вы уже догадались — нет. Борт с номером СССР-52036, во-первых, никогда не летал в полярных широтах, а во-вторых — при нанесении этой ливреи допущено несколько ошибок. Они заметны, если сравнить с фотографией настоящего полярного Ил-14 с бортовым номером СССР-04181:
- верхняя часть фюзеляжа не должна окрашиваться в белый;
- для нанесения бортового номера использовался другой трафарет.
Настоящая же ливрея нашего героя — обычная для гражданских самолётов «Аэрофлота» (успел поносить и раннюю, и позднюю). Этот борт полетал год в Грузинском Управлении гражданской авиации, а с 1959 года верой и правдой служил в Минском объединённом авиаотряде, в основном выполняя рейсы между городами БССР.
Не думаю, что работники музея сознательно преследовали цель ввести кого-то в заблуждение. Просто полярная ливрея красивая и им захотелось представить такой борт в экспозиции.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Читайте другие статьи об экспонатах этого музея:
1. «Изделие 181» — экспериментальный самолёт с арочным крылом
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com