С колумбийским шаманом Фреди Веласкесом судьба свела меня в Вене. Я была на распутье – в сумке лежало направление на операцию, делать которую совсем не хотелось. Подруга, адепт нетрадиционной медицины, уговорила пройти церемонию у Фреди. Церемонию, после которой одни выздоравливают, а другие полностью меняют взгляд на мир и выходят из жизненных пике.
Первая встреча
Шаман был одет обычно – джинсы, футболка, соломенная шляпа. Головные уборы с перьями и ожерелья из зубов хищников пошли в ход только во время ритуала… «С нашей точки зрения, человеческое тело – драгоценный сосуд, и подвергать его операционному вмешательству можно только в том случае, если стоит вопрос жизни и смерти», – сказал Фреди. Я решила прислушаться.
Скажу коротко, не вдаваясь в подробности: здоровье после шаманского ритуала пошло на поправку, а главное – Фреди как будто раскрутил маховик моей судьбы. У меня появились ответы на вопросы, которые я до этого даже не успела сформулировать, и произошли глобальные изменения в жизни. Теперь я осознаю, что все к лучшему – окружавшие меня люди проявились, как лакмусовые бумажки, все ненужное отпало само собой, открылись новые двери и возможности.
С тех пор мы не раз встречались, и потихоньку я узнала увлекательную историю жизни шамана, живущего между Колумбией, Америкой и Европой.
Никогда не думал, что стану шаманом
Я родился в Колумбии, на самом юге Амазонии – здесь очень развиты традиции аяуваски. Моя семья не приветствовала эти индейские практики – примерно так у вас в Европе относятся к колдовству. Во мне лишь небольшой процент индейской крови, но я вырос рядом с племенами агуа и воспитан няней индианкой. В детстве я много помогал старцам в джунглях в проведении церемоний – ассистировал, исполнял песни. Поэтому очень хорошо понимаю традиции индейцев и чувствую с ними связь на уровне сердца.
Шаманом я стал уже в зрелом возрасте по воле судьбы. У мамы обнаружили рак, и я решил попытаться ее спасти. Я начал изучать индейские ритуалы. К сожалению, мама так и не отважилась испробовать такой способ борьбы с недугом и умерла через год, пройдя курс химиотерапии. Но я уже не свернул с выбранного пути. Поначалу было страшновато – многие твердили, что в аяуваске нет божественной энергии, а я вырос в религиозной католической семье. Но я верю в то, что именно Бог ведет меня по жизни. Поэтому рассудил так: «Раз уж ты меня сюда привел, то я останусь на твоей светлой стороне».
На шаманов нигде не учат. Знания передаются «из рук в руки» – по наследству в семьях. Иногда -- тем, кто как я, приходит к ним со стороны. В Амазонии индейцы называют себя не шаманами, а «куракас» – то есть целителями. Во главе каждой индейской общины стоит такой целитель-управляющий. И я несу в мир знания, которые мне доверили обитатели джунглей, которые сами никуда из Амазонии не выезжают.
Я верю, что человек – лишь проводник между целительной силой джунглей и участниками церемонии. «Медицина» в этом процессе выступает как отдельное действующее лицо – она обладает собственной силой и мудростью, порой побогаче, чем у иного человека. Это сила джунглей приходит ко мне, а я уже передаю ее другим участникам церемонии – с помощью снадобий и своих песен.
В Колумбии довольно много шаманов, и между ними есть конкуренция. В двух-трех часах ходьбы от моего дома в джунглях Путумайо практикуют около 100 шаманов, притом что население города составляет всего 5000 человек. Шаманы иногда «воюют» между собой, а иногда и обмениваются опытом.
Сила, которая сама выбирает тебя
В шаманстве карьеру – в европейском понимании – не построишь. Нельзя решить стать шаманом и освоить ремесло, как в другой профессии. Не ты решаешь – это целительная сила сама выбирает тебя в проводники. Такой выбор не должен становиться решением человека, иначе он может захотеть денег или власти над другими людьми. Если ты принимаешь шаманство как направляющий тебя божий дар, то можешь добиться успеха и даже стать великим.
Все проблемы и причины болезней живут в нашем подсознании. В нем уже укоренились какие-то схемы, которые мы не можем устранить с помощью собственного ума. Мы пытаемся поглубже спрятать свои эмоции и чувства, а ритуалы позволяют вывести их «на чистую воду». Церемонии раскрывают людей и помогают им совсем по-другому воспринимать те же события. Музыка – отличное средство для обострения чувствительности, поэтому я уделяю ей большое внимание в своих ритуалах.
В джунглях шаманы надевают на себя килограммы атрибутов. Конечно, визуальный эффект – когда перед вами сидит шаман в пончо, перьях и ожерельях из зубов хищников – очень силен. Но я не хочу привносить в свой процесс элементы мистики. Я всегда надеваю только ожерелье из зубов дикого кабана – очень сильного животного, к которому мы относимся с большим уважением.
Однажды в Америке на таможне меня сильно трясли – интересовались, что за странные вещи я везу в багаже. Испугались, что это атрибуты вуду, и быстренько захлопнули мой чемодан, отпустив восвояси…
Бедняки радостны, богачи в депрессии
Я живу между родной Колумбией, Америкой, где живут моя жена и ребенок, и Европой, куда меня приглашают друзья. Разница между колумбийским и западным отношением к жизни огромна. Это две разные планеты. Мир больших городов более холоден, а их жители – замкнуты в своем комфортном существовании и думают на церемониях только о себе.
Например, ньюйоркцы не особо сопереживают другим жителям планеты. На моей родине люди невероятно бедны и сталкиваются с жестокостью. Но они живут как одна большая семья и помогают друг другу, сохраняя тесный контакт с землей, природой и растениями. Я заметил, что чем выше уровень жизни в стране – тем больше депрессий. У преуспевающих жителей мегаполисов душевный настрой куда хуже, чем у бедняков. Я видел немало очень состоятельных и в то же время несчастных людей, утративших вкус к жизни. Бедняки же, как правило, полны радости и оптимизма – прямо как в Колумбии. Это главный парадокс, с которым я постоянно сталкиваюсь во время своих путешествий по миру.
Как научиться довольствоваться малым? Открыть свое сердце и осознать, что планеты вращаются не только вокруг тебя, жизнь – это еще и остальные люди. Истинное счастье зависит от наших поступков, а не от толщины кошелька. Осознание того, что ты кому-то помог – и есть истинное счастье. Когда начинаешь мыслить в таком ключе, избавляешься от ненужного балласта. Ты осознаешь свою миссию и чувствуешь себя состоявшимся человеком.
Я не верю в мистику, но постоянно получаю знаки судьбы. Я очень чувствителен к такого рода сообщениям с небес, которые могут прийти откуда угодно, и стараюсь трактовать их в позитивном ключе. Например, если мой багаж первым выехал на багажную ленту в аэропорту – это отличный знак. Значит, в этой стране у меня все пойдет очень хорошо! А если я хочу отправиться куда-то, но транспорт не приходит – значит, это путешествие мне и не нужно. Я верю в оберегающие меня высшие силы. И доверяю знакам судьбы во всем – в том числе в отношениях с людьми и в личной жизни. Это работает!
Юлия Румянцева (с) журнал "Лилит"