Найти в Дзене

Комики мирового экрана. Пат и Паташон.

"Пат и Паташон"- прозвища, под которыми в СССР, Франции и Германии была известна комическая датская пара — Харальд Мадсен (Паташон) и Карл Шенстрем (Пат). В Дании были известны как Маяк и Прицеп, в Великобритании как Длинный и Короткий. Пат — высокий и очень худой, задумчивый меланхолик по темпераменту, Паташон — низенький толстяк, подвижный и шустрый, простоватый, но себе на уме. Маски были взяты из цирка, где начинал клоуном Мадсен. Творчество знаменитого дуэта продолжалось два десятилетия (1921-40 гг.) В советском кинопрокате были показаны и пользовались успехом такие ленты с их участием, как «Кино, флирт и обручение», «Он, она и Гамлет», «Дон Кихот» и др.

В период расцвета датской киностудии "Нордиск" работал там постановщиком трюковых фарсов молодой режиссер Лау Лауритцен. Некоторое время спустя, в 1920 году, когда датская кинематография уже напоминала тонущий корабль, нашлись смельчаки, организовавшие новую фирму - "Палладиум". Ее художественным руководителем и единственным режиссером стал Лауритцен.
И вот в 1921 году в фильме Лауритцена "Кино, флирт и обучение" впервые появились Маяк и Прицеп (так ласково называли их датчане) - долговязый худой Карл Шенстром и толстенький коротышка в огромных башмаках и с утиной походкой, бывший цирковой клоун Харальд Мадсен. С тех пор неразлучная пара начала свое победное шествие по миру. Одна за другой выходили комедии: "Солнце, лето и студентки", "Он, она и Гамлет", "Среди забавных музыкантов","Среди детей города"...

-2

Успех этой пары был тем более примечателен, что наряду с ними, в одно и то же время, в одних и тех же кинотеатрах завершал свой путь знаменитый Макс Линдер , исторгала зрительские восторги плеяда американских комиков - Гарольр Ллойд, Роско Арбекль, Бастер Китон, не говоря уже о гениальном Чаплине...

В отзывах критики и уж тем более в памяти миллионов зрителей настоящие имена Шенстрома и Мадсена не фигурировали. Актеры не обижались. Ведь образы, созданные ими, перешагнули условные границы воображаемого, экранного мира, чтобы стать просто-напросто Длинным и Коротышкой в Англии, Телеграфным столбом и Подпоркой в Швеции, Патом и Паташоном в Германии, Франции и Советском Союзе. Вот так мы и будем их впредь именовать - Пат и Паташон.

-3

Комедийная природа образов, созданных Патом и Паташоном и воспринимаемых как единое неразрывное целое,- в совмещении принципов контраста и повтора. Длинный, угловатый Пат и приземистый, кругленький Паташон контрастируют друг с другом, а меланхолическая натура Пата, благородного и чистосердечного, с его прекрасными, выразительными глазами и грустно поникшими усами оттеняется плутоватым лукавством Паташона, этого большого ребенка с наивно-хитроватыми глазками и огромным, похожим на щель почтового ящика ртом.

Комики мирового экрана.

-4