Разбирать вещи покойной бабы Вески оказалось не простым занятием.
-В этом доме можно смело открывать лавку старьёвщика,-посмеивался Сергей,-Кругом сплошной антиквариат.
Где-то так оно и было. Вообще-то я в своё время долго считала,что антиквариат-это обязательно нечто высокохудожественное,дорогое и не имеющее отношения к быту обычных граждан.А потом случайно зашла у нас в Питере в антикварный магазин и увидела там на полках чашки и бокалы производства ЛФЗ,которые во времена моего детства продавались в обычных хозмагах.А уж о тётушкином комплекте статуэток персонажей Н.В .Гоголя,который я в середине 1960-х раскокала ,нечаянно с разбегу опрокинув в гостях этажерку,лучше вообще промолчать- особенно о том,сколько сейчас этот комплект стоит.
И вот -дом и летняя кухня,битом набитые самыми разными старыми вещами.Было полное впечатление,что тут десятилетиями никто ничего не выбрасывал.
Разумеется,то имущество, которое было испорчено и заплесневело, я выкинула сразу.Приехал Радко-агата на своей тележке ,запряжённой ослом Валерием,и за пять лева вывез хлам на мусорку .
Со всем остальным надо было что-то делать.
При здешней библиотеке оказался музей села и это было очень кстати.
Первой моей ценной находкой была носия бабы Вески- традиционный
народный костюм.Причём жилет,рубашка и юбка были явно пошиты сравнительно недавно, а вот фартук -без сомнения старинный, с основой из домотканого полотна,выкрашенного в красный цвет.С фартуком пришлось повозиться-он лежал в платяном шкафу вместе с десятком шерстяных одеял,щедро пересыпанных нафталином, и ,естественно,нестерпимо вонял.Одеяла я потом презентовала знакомой,которой требовалось временно утеплить чердак перед зимой,а вот фартук выстирала и несколько дней выветривала и прожаривала на солнце.Помогло.Затем я отнесла его Цонке Димовой -заведующей библиотекой и музеем. Оказалось, что такие фартуки тут имеются практически в каждом доме и передаются из поколения в поколение.
Но,как сказала Цонка, и фартук бабы Вески для фондов музея оказался совсем не лишним.
Интересных вещей в доме обнаружилось изрядное количество.
Например,парочка керосиновых ламп в рабочем состоянии.
Разнообразные вышитые подушки,наволочки,скатерти и салфетки.Как и многие женщины в селе,баба Веска была искусной рукодельницей.
Или маленький шкафчик,который оказался футляром от старинных часов.
Латунная плакетка.Конечно,тут штамповка с дальнейшим прочеканом и утрачена деревянная рамка,крепившаяся к металлическому основанию,но вещица всё равно не плохая.Её я решила оставить себе.
И много,много всего другого.В доме оказалась даже большая кукла болгарского производства 1950-х годов,у которой сохранилась ещё магазинная одежда и пластиковые туфельки.Цонка сказала, что в детстве у неё была похожая кукла и что они с помощницей пошьют для неё традиционную подвисскую носию и кукла будет украшать выставки.
В общем,процесс избавления от антиквариата пошёл успешно к обоюдному удовольствию-Цонки и меня.
Правда,выяснилось, что я совершила одну ошибку. По словам Цонки,музею не хватает старинной посуды,её очень мало сохранилось. а я по незнанию выкинула древние самодельные глиняные горшки и плошки,уж больно корявыми и покоцанными они мне показались.
Потом мне кто-то из наших сказал, что,мол, я зря безвозмездно передаю в музей старые вещи.Дескать, их можно было бы продать и выручить за них какие-то деньги.Ага,щас.Как я поняла,у музея,созданного при библиотеке на общественных началах,попросту не было средств на закупку экспонатов.Судя по всему ,и в Болгарии провинциальные учреждения культуры финансируются государством весьма не густо и преимущественно держатся на тех,кого принято называть вышедшим из моды словом "подвижники " -специалистах вроде Цонки Димовой.Так что я считаю,что всё сделала правильно.
Однако самые интересные находки были впереди,когда я стала разбирать имущество на летней кухне.