Люди годами встречаются, влюбляются, ссорятся, мирятся и в минуты душевной агонии восклицают «ах, если бы я знал(а) раньше какой ты на самом деле!». Люди внимательно вчитываются в гороскопы, чтобы разобраться насколько друг другу подходят. А надо всего-то лишь заварить чаёк, поставить плюшки на стол и проникновенно спросить: «а ты читал «Войну и мир»? И что скажешь?»...
Если сузить 4 тома (+5 эпилог), до одного предложения, то это рассказ как русские дворяне жили перед Отечественной войной 1812 года, а затем как эта война их поменяла.
Как многие знают, до того как прошла реформа русского языка, книга называлась «Война и миръ», т.е. «мир» не как антоним «войны», а как синоним Космоса. Логичнее книгу перевести «Война в мире».
Сам Толстой замечал, что цель художника не разрешать какой-либо вопрос, а заставлять любить жизнь во всех её проявлениях. И этот постулат и лежит в основе самого романа.
Теперь опять с головой ныряем в то, что было до книги Толстого. До книги Толстого писатели показывали типичного человека своей эпохи и показывали как этот человек изолируется от общества. Онегин уезжает, Печорин убегает, Рудин теряется и т.д. Вспомнили? Если не вспомнили то, то вспоминайте как борются с хандрой современный человек - бегство в уединение. Все бросить. Забыть. Удалить. Подумать. Гениальность книги Толстого, что он показывает другое решение. В трудной ситуации бежать надо не от людей, а к людям. Герои Толстого в большей степени личности, чем предшествующие⠀Онегины, Печорины, Базаровы и тд. Степень выбора последних намного меньше, они подаются собственным «идеям», а потому несвободны, т.к. не видят других вариантов. Из-за этой «узости» мышления они и подаются определению «лишний», «новый» и тд.
Герои Толстого разные, но ни Пьера, ни Андрея, ни Николая Ростова нельзя отнести к какому-то конкретному типу. У каждого свой, особый мир, который способен меняться.
По Толстому, когда люди взаимодействуют появляются новые общие интересы. Мир меняется и фатальной, предначертанной судьбы нет. Зависимость человека от среды порождает НЕсвободу воли, тогда как свобода человека зиждется на его способности оценивать и интерпретировать мир. В «Войне и мир» герои наделены способностью менять свои оценки. Толстой обнаруживает относительность человеческих суждений. В романе царит атмосфера необыкновенной переменчивости и многообразия точек зрения и отношения к вещам. Например, Пьер пытается уверить Андрея Болконского в том, что делать людям добро
«есть единственное верное счастие в жизни».
В пользу своего мировоззрения он говорит о преобразованиях в своей деревне: больницы, школы. Андрея на это замечает
«А что справедливо, что добро - предоставь судить судить Тому, кто все знает, а не нам».
Добавляя к этому, что на самом деле Пьер творит не добро, а зло, т.к. больницы и школы лишь увеличивают нужды крестьян.
Высшую истину никто, кроме Бога не знает. В религии же возможно найти гармонию между личным и общим. Бог необходим и он познаётся жизнью.
Второй важный момент в книге, опять же, до выхода «Война и мир», в русском обществе появился миф, что утонченный человек обязан быть разочарованным и несчастным. Толстой с легкостью рассеивает этот предрассудок, показывая, как герои находят гармонию в кругу семьи.
Третий важный момент книги в том, что настоящего героя никогда не видно. В отличии от предшественников писателя (и адептов сегодняшнего дня) Толстой в своём романе борется с культом великого человека. Слава никогда не выпадает на долю действительных героев. Признание получают те, кто за признание и боролся.
Примером такого «настоящего героя» выступает Каратаев - его речь банальна и проста, даже в большей степени состоит из поговорок. Но ведь как раз и простота убеждает и покоряет человека. Простота - а другими словами очевидное- то, чему мы не придаем значения, и составляет сущность жизни. Каратаев завораживает своим умением чувствовать и своим умение понимать жизнь.
⠀
И как же обрести счастье по Толстому? Понять, что миром управляет стихия, а не отдельные личности. И ты в этой стихии, и ты часть мира. И ты мир.
«И все это моё, и все это во мне, и все это я».
Ведь главная задача человека - научиться видеть вечное и бесконечное в своей короткой и земной жизни.
P.s. Талантливо - это образцовое подражание форме, гениально - это создание новых форм.