Найти в Дзене

Новый сказочный злодей - это протоиерей

В течение трёх лет я наблюдала за младостарческой общиной. После этого я не могу обвинять священников в "младостарчестве", вообще никого обвинять не могу.

Начнём с того, что главой храма был не настоятель, а его жена, властолюбивая матушка. Она подмяла под себя и мужа, и всю общину. Настоятель во время проповеди повторял слова жены: что матушка говорила в трапезной, то батюшка повторял в храме с амвона. Когда в храм прислали новых священников, матушка организовала слежку за священниками и травлю этих священников. По большей части всё делалось за спиной у настоятеля и во время его болезни. Страсти в храме кипели нешуточные. Травля священников была настолько отвратительна, что и вспоминать не хочется. Людей в общине втягивали в церковный раскол, и сдаётся мне, что инициатором была не матушка, а кто-то ещё, кто стоял за её спиной. Чего добилась властолюбивая матушка? Её мужа перевели из настоятелей в клирики, а потом и вовсе уволили, но не расстригли. Бывший настоятель храма - вполне себе приличный священник, мог бы служить и служить, беда его в том, что он - подкаблучник и дамский угодник.

Настоятеля и его жену убрали из храма, думаете, на этом сериал закончился? Начался второй сезон, и похлеще первого, но я не стала его досматривать, и больше в этот храм не хожу.

Вам наверняка знакомо выражение "серый кардинал". Это фактический правитель, его никто не видит, но он всеми управляет. Король - марионетка в его руках. Если король не подчинится "серому кардиналу", кардинал соберёт группу "недовольных правлением", устроит дворцовый переворот и посадит на трон нового короля. Это классика жанра.

Есть такой анекдот:

- Вам директор нужен?

- Так у нас уже есть директор.

- Это понятно, а кто сидеть будет?

Подставной директор сидит в директорском кресле, отвечает на телефонные звонки, подписывает бумажки, но он не обладает никакой властью, организацией афёр занимаются другие люди, но в случае провала мотать срок в тюрьме будет подставной директор. Этой схемой пользуются многие мошенники, в том числе и мошенники, создающие духовные объединения - секты. Подставного директора или подставного духовного лидера накажут, оштрафуют или посадят, а настоящие организаторы останутся на свободе и займутся новыми махинациями. Так схема управления из мира королей и кардиналов транспонировалась в мир мошенников.

Вы уверены, что духовный лидер секты является её создателем?

Если духовный лидер душевнобольной или физически больной человек, с большой вероятностью не он является организатором сектантского объединения. Секта создана другими людьми, которые находятся в тени, - "серые кардиналы". Душевнобольному, психически и физически слабому человеку трудно сопротивляться давлению "коллег", его используют, им манипулируют, а он этого даже не осознаёт. Задавленный сломленный человек не видит и не понимает, что вокруг него происходит, он погружён в свой собственный мир, он в плену своих психотических состояний. А выйти из психотического состояния и увидеть, что тебя используют, опять же психика не позволяет: человек может не выдержать шока, для него будет слишком болезненно узнать, что люди, которых он любит и которым доверяет, играют с ним как с куклой. Психика защищает человека от потрясений, включает психологическую защиту - "отрицание". Когда психика окрепнет, когда человек будет готов пережить горечь и боль, тогда глаза у него и откроются.

Всё не так просто в нашем человеческом сообществе. Церковная община - это не пастырь и пасомые, община может быть устроена гораздо сложнее. В общине могут быть свои негласные лидеры. Представьте себе ситуацию. Посылают нового священника на приход. На приходе за много лет сложилась община со своими порядками, и ею управляют вожаки из мирян. Лидеры общины будут ломать нового священника под себя. Если священник не прогнётся, начнётся травля. На непокорного батюшку напишут жалобу владыке: всё, что говорил священник, вывернут наизнанку, всё, что делал священник выставят в таком свете, что, ну, просто-таки не батюшка, а злодей какой-то. Будет ли владыко разбираться или поверит на слово тем, кто строчит жалобы? Стоят перед владыкой прихожанки со смиренными умильными лицами, посмотреть на них - так просто няшки, стоят, сопельки на кулак наматывают: "Защитите нас, бедненьких, несчастненьких, нас приходской батюшка обижает". На самом деле, эти няшки довели приходского батюшку до нервного срыва. Под словом "обижает" читайте "он под нас не прогибается". Под обвинением "он нас не любит" читайте "он нам не подчиняется и нам не угождает". Из моего личного опыта, настоящие люди-жертвы (психологи называют их "люди с комплексом жертвы") жалоб не пишут, они никому не жалуются. Если человека-жертву доведут до того, что он не в силах будет терпеть произвол, то он опять же жалоб писать не будет, он набросится на обидчика и даст ему такой отпор, что мало не покажется. "Бойся гнева терпеливых людей". Настоящие жертвы жалоб не пишут.

А по поводу жалоб опять же вспоминается хороший анекдот.

Прилетает римский папа в один небольшой итальянский городок, сходит с трапа самолёта. Навстречу ему бежит журналист:

- Ваше святейшество, собираетесь ли вы посещать публичные дома?

Римский папа удивлённо спрашивает:

- Неужели в вашем городе есть публичные дома?

На следующее утро в местной газете на первой странице большими буквами напечатали заметку: Римский папа, прилетев в наш город и едва сойдя с трапа самолёта, в первую очередь поинтересовался, а есть ли в нашем городе публичные дома?

Но вернёмся в нездоровую церковную общину, в которую прислали нового батюшку. Если батюшка прогнётся под лидеров общины, то станет подставным духовным лидером. Он будет подчиняться людям, далёким от церкви, имеющим свои собственные интересы и амбиции. Священник будет мучиться от того, что его внутренние убеждения противоречат тому, что он говорит и делает. Внутренний разлад человека, который не смог устоять перед давлением социума и предал самого себя. В результате - невроз и болезни, которые сейчас принято называть психосоматическими. И пусть этот батюшка только попробует поднять голову - ему тут же по голове "терпи и смиряйся", напишут на него жалобу владыке, и ему ещё от владыки попадёт. А когда вскроется, какие дела творились в общине, опять же отвечать за это придётся батюшке.

Священнику деваться некуда - куда его послали, туда он и идёт служить. А что бы вы сделали на месте батюшки, если бы попали в нездоровую общину и если бы вас начали травить? Как бы себя чувствовали между молотом и наковальней? С одной стороны - прихожане-манипуляторы, с другой - недалёкий и доверчивый архиерей. Прихожанин может уйти в другую церковь, священник уйти не может.

Кто-нибудь разбирался в том, что на самом деле происходило в общине протоиерея Головина? Или Головина выбрали на роль "козла отпущения" и обвинили во всех смертных грехах - одного единственного. А все остальные прихожане и священнослужители чем занимались: стояли в сторонке и нервно курили? В любом спектакле множество участников и множество ролей, и нам показали далеко не всех персонажей этой драмы.

Тот же вопрос к обвинителям Сталина: Сталин доносы писал, и Сталин расстреливал людей? Он один угробил миллионы людей? Он совершал свои злодеяния в гордом одиночестве? По ночам, наверное, пока все спали.

Кто больше виноват: духовник-"младостарец" или прихожане, которым нужен именно такой духовник. Безответственные инфантильные люди ищут того, на кого можно было бы взвалить ответственность за свою жизнь, ищут того, кто бы их всю жизнь водил за ручку как маленьких детей, решал бы их проблемы и делал бы за них их выбор. Нашёлся такой властолюбивый батюшка, и инфантилы к нему пристроились. И кто виноват? Может, хватит уже искать злодеев. Не надоело ещё?

Сколько можно искать и наказывать виноватых - совершенно бесплодное занятие. Правильнее было бы задуматься о том, каких навыков и знаний нам не хватает, и чему нам следовало бы поучиться.

Ни священники, ни миряне не знают, как создавать здоровые общины и организовывать работу людей на приходе. На это нужно обратить внимание, об этом нужно задуматься в первую очередь вместо того, чтобы устраивать публичные судилища и побоища.

Мы - социально неразвитая нация, мы не умеем создавать здоровые коллективы и организовывать труд людей. Социализация людей - одна из важных задач, если не самая важная. Выстоят те государства, в которых граждане научатся объединяться и работать сообща без манипуляций и насилия.

Автор: Евгения Вазенмиллер