После разгрома на Воже татарского войска Бегича престиж Мамая пошатнулся, упало его влияние в орде. Одновременно оживился, стал проявлять активность его давний конкурент, правитель левобережной части орды, чингизид Тохтамыш. Надо было срочно спасать положение во всех смыслах - удержать власть, а значит восстановить свой престиж и укрепить влияние в орде, и привести к покорности Русь. Летом 1380 года Мамай начал подготовку большого похода на Москву.
Орда была уже не та. В ней не было согласия, внутри ее кипела борьба за власть. Она не могла, как раньше, выставить единое огромное войско. После разгрома на Воже Мамай утратил свои главенствующие позиции в центральных органах власти, контролировал лишь западную часть орды, простиравшуюся от правого берега Волги до Дуная. Для создания мощной группировки ему пришлось мобилизовать не только все свои силы, но и привлечь к походу войска, составленные из представителей покоренных народов, а также прибегнуть к услугам наемников. В ряде источников указывается, что это была генуэзская пехота. Другие источники отрицают этот факт, но, как бы там ни было, наемников Мамаю пришлось приглашать. Кроме того он заключил против Москвы союз с Литвой в лице великого князя Ягайло и Рязанским княжеством в лице князя Олега Ивановича, рассчитывая на их военную поддержку.
Как я уже отмечал в своей статье о битве на Воже у Дмитрия Ивановича была хорошо поставлена разведка. Поход Мамая был еще в стадии организации, а князь московский уже знал и о сроках его начала, и о союзе с Литвой и Рязанью, и где должны были встретится их рати ,что позволило ему своевременно начать подготовку к отпору врагу, собрать войско и выстроить правильную стратегию.
На призыв князя Дмитрия откликнулись многие княжества со всей Руси. 15 августа все отряды собрались в Коломне. Там же был организован смотр войска и определен порядок построения. Зная от разведки место кочевья мамаева войска в районе реки Дон в ожидании соединения с литовскими войсками и войсками Рязани, Дмитрий решил атаковать Мамая до подхода литовских отрядов.
20 августа войско Руси выступило из Коломны и ускоренным маршем двинулась к Оке. Перейдя на ее южный берег великий князь, имея ввиду генеральное направление движения к реке Дон в район кочевья татарского войска, тем не менее повернул на запад, дабы воспрепятствовать подходу с этого направления рати Ягайло и соединению его с Мамаем.
Здесь надо остановиться на характере этого необычного союза Литвы, Рязани и орды. Каждый из его участников преследовал свои сокровенные цели: Мамай хотел с помощью мощной военной поддержки раз и навсегда раздавить начинающее образовываться русское государство; Ягайло также хотел ослабления Москвы, но рассчитывал сделать это в основном руками орды, участвуя в военной кампании по возможности символически; рязанский князь Олег заключил союз с Мамаем, чтобы избежать возможного разорения татарами своего княжества, так как путь из орды на Русь лежал прежде всего через него. Объединенное русское войско поразило Олега своей численностью и организацией. Это побудило его воздержаться от участия в военной кампании Мамая. Ягайло, верный своей политике, хотя и выступил с войском на помощь татарам, но, узнав о силах, которые противостоят Мамаю, как-то не очень спешил. Убедившись в этом Дмитрий Московский развернул войско и двинулся на юг к Дону, к месту нахождения мамаевой рати.
4 сентября, не доходя Дона он встретился с союзными войсками литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, а 5 сентября передовые русские отряды вышли к Дону не далеко от места впадения в него Непрядвы. Здесь состоялся совет военачальников по поводу дальнейшей тактики, так как разведка докладывала, что враг уже близко. Мнения на совете разделились, одни предлагали занять оборону не переходя Дона и ожидать нападения противника, другие - двигаться навстречу ордынскому войску и перейти Дон. Выслушав все мнения Дмитрий решил форсировать Дон, чтобы сохранить за собой стратегическую инициативу и втянуть Мамая в сражение до подхода союзных войск Ягайло в выгодных для русского воинства условиях. Он лично произвел рекогносцировку местности за Доном, выбрав удобное место для расположения своего войска, где и решил дать бой татарам. Местность эта войдет в историю под названием Куликово поле и сражение по его названию будет именоваться Куликовской битвой. Это было относительно небольшое пространство, ограниченное с севера рекой Дон, с запада - его притоком Непрядвой, с востока - множеством впадающих в Дон речушек и оврагов. Характер местности явно затруднял применение крупных соединений конницы.
В ночь с 6 на 7 сентября войско Дмитрия форсировало Дон, а в ночь с 7 на 8 сентября выстроилось в боевой порядок, так как по сведениям разведки враг ожидался утром 8 сентября. Основой построения был Большой полк, расположившийся в центре и прикрытый с тыла Непрядвой. На флангах выстроились полки Правой и Левой руки, прикрытые мелкими речушками, впадающими в Непрядву и Дон, а также оврагами, пересеченной местностью. Перед Большим полком расположился Передовой полк, а позади порядков Большого полка - резервная группа. За левым флангом в леске был скрыт конный Засадный полк. Таким образом, используя особенности местности и учитывая излюбленную тактику орды - обход с флангов противостоящих войск большими конными массами, Дмитрий заранее максимально нивелировал, как численное преимущество противника, так и его возможности широкого маневра кавалерией. Конница здесь могла атаковать на сравнительно небольшом участке по фронту и только в лоб.
Продолжение читайте в следующей статье.
ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ,
Нажмите, пожалуйста, ПАЛЕЦ вверх и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш канал, а мы для Вас напишем новые интересные статьи!