Кому это читать: всем, но не ждать чего-то принципиально нового. XX век не зря считается кровавым, и книги о нем болезненные, с учетом того, что все это совсем рядом рукой протяни, все это ужасающе знакомо.
Моя оценка 8 из 10.
Тест Бехдель пройдет.
Что там происходит: малообразованная девушка из деревни живет в городе, в общежитии, работает на заводе. На остановке знакомится с привлекательным юношей-мажором, тот приводит ее к себе в квартиру, - родители уехали на дачу. На следующем свидании девушка говорит нечто такое, что юношу ужасающе коробит, так что тот молча уходит вдаль с пачкой своих идеалов, а девушка остается одна и беременная. Все это подается флешбеками. В настоящем же советская власть не оставляет мать-одиночку. Например, выделяет ей комнату в коммунальной квартире с тремя древними старухами. Эти-то бабки, типичные «осколки царского режима», каждая из которых потеряла родных если не в революцию, не в войну, то забрала блокада Ленинграда, - и досматривают девочку, дочку. В то время как ее мать пашет на заводе, отстаивает очереди за едой, кротко обстирывает и обмывает свое названное, не по крови, семейство.
В аннотации книгу сравнивают с фильмом «Москва слезам не верит», это почему-то выглядит отвратительно, - вероятно, потому, что фильм мне запомнился относительным благополучием героини в самые худшие моменты. Есть и другая ассоциация - суеверные старухи, ребенок-инвалид, - с книгой Ханны Кент «Темная вода».
Из плюсов: редкая книга про советских женщин, а ведь все героини, безусловно, советские женщины - и жалкие, и великие. В книге три старухи, одна молодая женщина, одна девочка, потом девушка, выросшая, кажется, вопреки всему. Читать болезненно-увлекательно. И грустно, и страшно, но хорошо.
Из минусов: все это как будто нам уже знакомо. Все это мы уже где-то читали: тут старухи, тут ребенок, тут коммуналка. Вспомнить бы где именно, - да зачем.
Шер-лайк-репост, гореть в аду тому, что нажаловался на книжный блог в дзен (хотелось бы понять на что!), уютного вам чтения. А вот другие романы, которые могут вас заинтересовать:
Джин Корелиц, «Ты должна была знать» - современная проза, зарубежный детектив, триллер.
Уинифред Уотсон, «Один день мисс Петтигрю» - литература XX века, зарубежная классика.
Нора Эфрон, «Я ненавижу свою шею» - современная проза.
Катерина Гордеева, Чулпан Хаматова, «Время колоть лёд» - биографии и мемуары.
Валерия Новодворская, «По ту сторону отчаяния» - мемуары.
Тара Вестовер, «Ученица» – биографии и мемуары, современная проза.
Мария Глушко, «Мадонна с пайковым хлебом» — современная проза.
Ирина Лукьянова, «Конь в пальто» - современная проза.
Робин Хобб, «Кошачья добыча» - фэнтази.
Мария Глушко, «Год активного солнца» – советская проза.