Найти в Дзене
Русский архив

Умен, ветрен, насмешлив

Любовь распоряжается судьбами героев в пушкинской поэме «Цыганы».

А влюбчивость Александра Сергеевича способствовала распространению легенд о его «цыганской любви». Страсть говорят была к Земфире, а вспоминают, что может и к Людмиле.

Многие верят, что он воспользовался собственным опытом жизни в таборе, создавая поэму «Цыганы».

Предполагаем, что мифы распространялись многочисленным его окружением. Публику легко можно понять и простить. Ведь рядом был яркий персонаж который " умен, ветрен, насмешлив и беспрестанно впадал в проступки, как ребенок". Люди из уст в уста передавали слова поэта и пересказывали-переписывали все самые, казалось, незначительные события и бытовые мелочи из его жизни. Сведения о Пушкине распространялись тогда по всей империи практически со скоростью современного интернета.

Вот любопытные подробности о пребывании Пушкина в Бессарабии, со слов очевидцев и участников событий 20-х гг. 19 века.

«Пушкин охотно принимал приглашения на все праздники и вечера, и все его звали. На этих балах он участвовал в неразлучных с ними занятиях: любил карты и танцы. С каждого вечера Пушкин собирал новые восторги и делался новым поклонником новых богинь своего сердца. Нередко мне случалось слышать: «Что за прелесть! Жить без нее не могу!», а на завтра подобную прелесть сменяли другие" В. П. Горчаков (Выдержки из дневника)

История "цыганской любви" Пушкина:

"Была красавица цыганка Людмила, – в первом браке за богатым румыном Бодиско; овдовев и впав в бедность, вышла, не любя, за кишиневского богача Инглези. Через два месяца после их свадьбы в Кишинев приехал Пушкин, вскоре сделавшийся душою всего общества. Его с радостью принимали во всех бонтонных домах Кишинева, в том числе и у Инглези.

Пушкин с первого же разу влюбился в Людмилу и с чрезвычайною ревностью скрывал от всех свои чувства. (Однажды рассказчик, бывший в большой дружбе с Пушкиным, в жаркий день заснул в небольшой подгородной роще.) Голоса на опушке рощи привлекли мое внимание. Через рощицу проходили, обнявшись и страстно целуясь, Пушкин и Людмила. Они меня не заметили и, выйдя на просеку, сели в дожидавшиеся их дрожки и уехали. – После моего открытия прошло несколько дней. Был воскресный день. Я лег после обеда заснуть, вдруг в дверь раздался сильный стук. Я отворил дверь. Передо мною стоял Пушкин.

«Голубчик мой, – бросился он ко мне, – уступи для меня свою квартиру до вечера. Не расспрашивай ничего, расскажу после, а теперь некогда, здесь ждет одна дама, да вот я введу ее сейчас сюда».

Он отворил дверь, и в комнату вошла стройная женщина, густо окутанная черною вуалью, в которой однако я с первого взгляда узнал Людмилу. Положение мое было более, нежели щекотливое: я был в домашнем дезабилье. Схватив сапоги и лежавшее на стуле верхнее платье, я стремглав бросился из комнаты, оставив их вдвоем. Впоследствии все объяснилось.

Пушкин и Людмила гуляли вдвоем в одном из расположенных в окрестностях Кишинева садов. В это время мальчик, бывший постоянно при этих тет-а-тет настороже, дал им знать, что идет Инглези, который уже давно подозревал связь Людмилы с Пушкиным и старался поймать их вместе.

Пушкин ускакал с ней с другой стороны и, чтоб запутать преследователей, привез ее ко мне. Однако это не помогло. На другой день Инглези запер Людмилу на замок и вызвал Пушкина на дуэль, которую Пушкин принял... Дуэль назначена была на следующий день утром, но о ней кто-то донес генералу Инзову.

Пушкина Инзов арестовал на десять дней на гауптвахте, а Инглези вручил билет, в котором значилось, что ему разрешается выезд за границу вместе с женою на один год. Инглези понял намек и на другой день выехал с Людмилою из Кишинева. Таким образом дуэль не состоялась. Пушкин долго тосковал по Людмиле" А. Трегубов со слов кишиневского старожила Градова.

А вот возможный финал "цыганской любви" со слов другого старожила Кишинёва:

«Однажды он (Пушкин) назначает в одном загородном саду свидание молодой даме из тамошней аристократической семьи. Они сошлись на месте свидания.

Вдруг соседние кусты раздвигаются, и оттуда выскакивает смуглая цыганка с растрепанными волосами, набрасывается на даму, сваливает ее наземь и давай колотить. Пушкин бросился разнимать их, но усилия оказались тщетными. Он выхватывает из виноградника жердь и начинает колотить цыганку.

Она оставила свою жертву и бросилась было на Пушкина, но, опомнившись, отшатнулась и важною поступью ушла прочь. Благодаря посторонним людям, подоспевшим к этой истории, весть о ней быстро разнеслась по городу. Пушкин целые две недели после этого не показывался в городе и заперся дома. Дама сильно заболела, и ее увезли за границу» Со слов кишиневских старожилов. Русский Архив (1899)

Вот еще очень забавное свидетельство:

«Фамилию Пушкина молдаванам очень трудно было произносить, а потому они его и прозвали «куконаш Пушка» (паныч Пушкин)… Постоянные его ухаживания за молдаванками вынуждали родителей и женихов жаловаться Инзову на его ветреного чиновника.

Инзов же имел обыкновение разбирать жалобы всенародно, т.е. приглашал жалобщиков и заставлял их в присутствии Пушкина излагать свои жалобы. Инзов должен был наказывать Пушкина хотя бы для виду, чтобы жалобщики не роптали.

Наказание заключалось в том, что Инзов оставлял Пушкина без сапог. Такого рода наказание давало повод некоторым смельчакам из молдаван грозить: «Смотри, куконаш Пушка, будешь сидеть без сапог!» Со слов кишиневских старожилов. Русский Архив (1899)

Подписывайтесь на Русский архив

Читайте и улыбайтесь:

Талант остроумия. Пушкин и «виносос»

Эпоха Пушкина: время дурманящих ароматов и страстей