Найти тему
interest.ir

16 июня - Троица.

День Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы. В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году.

Сошествие Святого Духа на апостолов.
Сошествие Святого Духа на апостолов.

Храмы украшают свежей зеленью, выстилают пол травой, ветвями деревьев (березы, клена, дуба), а священники облачаются в красивые одеяния изумрудного оттенка.

-2

ТРОИЦА ( греч. Tpidt, . "триада", лат.Trinitas) в христианских теологических представлениях Бог, существенность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - Логоса, т.е абсолютного Смысла (воплотившегося в Иисуса Христа) Духа святого - "животворящего" начала.

Троица Ветхозаветная (Зарянская Троица).
Троица Ветхозаветная (Зарянская Троица).

Все три лица Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

По учению церкви Бог, единый в трёх лицах, является бестелесным невидимым духом, живым, вечным, вездесущным и всеблагим. Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Сопрестолие.
Сопрестолие.

Различие между триадами язычества и Святой Троицей христианства - это различие между взаимопереходом стихий и взаимоотражением личностей, между двойничеством и диалогом ( именно диалог, тихая беседа без слов до конца раскрытых друг другу в жертвенной самоотдаче собеседников.

А.Рублёв. Троица.
А.Рублёв. Троица.

Все три лица "равночестны", все они участвуют в сотворении и бытии космоса по следующей формулировкой: всё от Отца (ибо наделено от него бытиём), через Сына (ибо устроено через его оформляющую энергию смысла) и в Духе (ибо получает получает от него жизненную целостность).

Феофан Грек.Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде.1378 г.
Феофан Грек.Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде.1378 г.

Троица долго не была предметом изображения в искусстве; теология настаивала на том, что Бог изобразим только в лице Иисуса Христа. Но однако явление трёх ангелов Аврааму, изображённое ещё на фресках - 4 в. и мозаиках 5-6 вв., истолковывает как явление Троицы.

Гостеприимство Авраама (фреска в катакомбе на виа Латина, Рим, конец IV века).
Гостеприимство Авраама (фреска в катакомбе на виа Латина, Рим, конец IV века).
(По книге "Бытия", сюжетом ветхозаветной Троицы является приём и угощение старцем Авраамом и его женой Саррой трёх таинственных странников, в образе которых у дубравы Мамре явился библейскому патриарху триединый Бог. Путники (которых стали изображать в виде ангелов) предсказали Аврааму рождение сына Исаака).
Гостеприимство Авраама. Мозаика. ц. Санта-Мариа Маджоре, Рим.
Гостеприимство Авраама. Мозаика. ц. Санта-Мариа Маджоре, Рим.

Так возникает иконографический тип "Троицы ветхозаветной". доведённой до совершенства иконописцем Андреем Рублёвым.

Народные традиции.

В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семеник ( весенне-летний календарный период отмечается на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы) , Троицкую субботу ( день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота), Троицын день.

П. Суходольский Троицын день. 1884
П. Суходольский Троицын день. 1884

«Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы». В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы (на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах.

Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях.
Арка из берёзок для кумления на девичьих гуляньях.

Троицын день — особенно любимый девушками. Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этому празднику. В берёзовой роще девушки пели заклички, завивали в виде арки вершины или ветви берёз, водили хороводы и проводили обряд кумления: две подружки на пару проходили под берёзовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой.

-11

Гадали на Троицу при помощи венка.

При плетении венка загадывалось желание. Можно было сделать и несколько венков на всех близких людей: утром в день Святой Троицы нужно сходить в церковь вместе с ним на голове, вечером прийти к реке, обдумывая свое желание. Опустить венок на воду и посмотреть, как он поплывет, если обратно к берегу – желание не сбудется, а если поплывет вперед – скоро задуманное случится.

Гадание девушек в Троицын день. Малороссия, 1860
Гадание девушек в Троицын день. Малороссия, 1860

Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.

В тех местностях, где верили, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи, опасались ходить по одному по полям, лугам и вообще за околицей. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, завлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц.

Поговорки и приметы:

- Троица тремя праздниками богата: цветами, травами и румяным летом.

- «Бог Троицу любит».

- «Троица — три дня строится».

- «Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья».

- «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймал мой венок — тот и женишок».

В советское время, русский народ отмечал Троицу, но только под другим названием - праздник "Русской берёзки". Устраивались массовые гуляния на берегу рек, во дворах проводили концерты для жителей домов, проводили конкурсы для детей, устраивались выставки прикладного творчества. Было очень весело и интересно.

Если статья понравилась оставляйте комментарии и подписывайтесь.

Автор статьи - И.М.Осипова.

Ссылки:

- статья С.С.Аверинцев.Энциклопедия "Мифы народов мира", том 2, М.1994г.

- статья "Троицын день", ВикипедиЯ - свободная энциклопедия.