Найти тему
Андрей Платонов

Жертвоприношение варягов-христиан в Киеве в 983 г. : быль или небылица? Исторические размышления

Радзивилловская летопись
Радзивилловская летопись

Древняя русская летопись "Повесть временных лет" рассказывает о том, как были в Киеве принесены в жертву варяги-христиане:

"В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель. Так пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был честным крестом из иных стран. "Здесь же, - думал окаянный, - обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?", не зная, что пророк сказал: "И назову людей не моих моими людьми"; об апостолах же сказано: "По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной - слова их". Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей вселенной: их учением побеждаем врага - дьявола, попирая его под ноги, как попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мучениками и праведниками".

Церковь канонизировала летописных варягов под именами Федор-варяг и сын его Иоанн. Эта повесть не так давно подробно исследована А.М.Введенским "Житие варягов-мучеников (функционирование легенды в летописи и в прологе)" и П.В. Лукиным "Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и прологе: текстологический аспект" . Введенский пишет, что имя старшего из варягов впервые появляется в рукописях XVII века, когда и было придумано в целях почитания. Имя младшего варяга тоже, по-видимому, придумано, но ранее, в Прологе (Синаксарии), который начал составляться в XII веке. Автор также указывает, что и речь варяга составлена на основании речи католического немецкого проповедника из повести о выборе веры Владимиром.

Лукин напоминает о другой повести, рассказывающей о жертвоприношениях князя Владимира:

"И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго… [и] жряху имъ, наричюще я б[ог]ы, [и] привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесомъ, и оскверняху землю теребами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмо-тъ, но преблаги Богъ не хотя смерти грешникомъ, на томъ холме ныне церки стоить святого Василья есть, якоже последи скажемъ, мы же на преднее възратимся".

Радзивилловская летопись
Радзивилловская летопись

По мнению Лукина обе повести о жертвоприношениях, с указанием места, где они совершались (Десятинная церковь и церковь св. Власия), имели целью объяснить постройку церквей на месте бывших языческих некрополей тем, что там приносились язычниками невинные жертвы. Указание на существование жилых построек в этом месте в X веке автор признает недостоверным.

П.В.Лукин поднимает вопрос о исторической достоверности самих описываемых жертвоприношений, оставляя его открытым.

По нашему мнению, ответ отрицательный. Цель летописца, очевидно, состояла в том, чтобы приписать язычникам недавнего прошлого невероятную архаическую жестокость - принесение в жертву собственных детей.

Нет никаких достоверных исторических свидетельств того, что викинги того времени (а варяги - это викинги) приносили в жертву собственных детей. Даже если какие-то человеческие жертвоприношения у викингов и были, то это могли быть жертвоприношения пленных, рабов, а не людей высшего класса общества, к которому относились варяги в Киеве.

Резюмируем. Жертвоприношение варягов-христиан в Киеве в 983 г. - выдумка позднейшего летописца-христианина, чтобы опорочить язычников и оправдать постройку церквей на месте языческих капищ.