Древняя русская летопись "Повесть временных лет" рассказывает о том, как были в Киеве принесены в жертву варяги-христиане:
"В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: "На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам". И сказал варяг: "Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам". Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: "Дай сына своего, да принесем его богам". Он же ответил: "Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?". И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили. Ведь были тогда люди невежды и нехристи. Дьявол же радовался тому, не зная, что близка уже его погибель. Так пытался он погубить весь род христианский, но прогнан был честным крестом из иных стран. "Здесь же, - думал окаянный, - обрету себе жилище, ибо здесь не учили апостолы, ибо здесь пророки не предрекали?", не зная, что пророк сказал: "И назову людей не моих моими людьми"; об апостолах же сказано: "По всей земле разошлись речи их, и до конца вселенной - слова их". Если и не были здесь апостолы сами, однако учение их, как трубные звуки, раздается в церквах по всей вселенной: их учением побеждаем врага - дьявола, попирая его под ноги, как попрали и эти два отца наших, приняв венец небесный наравне со святыми мучениками и праведниками".
Церковь канонизировала летописных варягов под именами Федор-варяг и сын его Иоанн. Эта повесть не так давно подробно исследована А.М.Введенским "Житие варягов-мучеников (функционирование легенды в летописи и в прологе)" и П.В. Лукиным "Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и прологе: текстологический аспект" . Введенский пишет, что имя старшего из варягов впервые появляется в рукописях XVII века, когда и было придумано в целях почитания. Имя младшего варяга тоже, по-видимому, придумано, но ранее, в Прологе (Синаксарии), который начал составляться в XII веке. Автор также указывает, что и речь варяга составлена на основании речи католического немецкого проповедника из повести о выборе веры Владимиром.
Лукин напоминает о другой повести, рассказывающей о жертвоприношениях князя Владимира:
"И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго… [и] жряху имъ, наричюще я б[ог]ы, [и] привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бесомъ, и оскверняху землю теребами своими. И осквернися кровьми земля Руска и холмо-тъ, но преблаги Богъ не хотя смерти грешникомъ, на томъ холме ныне церки стоить святого Василья есть, якоже последи скажемъ, мы же на преднее възратимся".
По мнению Лукина обе повести о жертвоприношениях, с указанием места, где они совершались (Десятинная церковь и церковь св. Власия), имели целью объяснить постройку церквей на месте бывших языческих некрополей тем, что там приносились язычниками невинные жертвы. Указание на существование жилых построек в этом месте в X веке автор признает недостоверным.
П.В.Лукин поднимает вопрос о исторической достоверности самих описываемых жертвоприношений, оставляя его открытым.
По нашему мнению, ответ отрицательный. Цель летописца, очевидно, состояла в том, чтобы приписать язычникам недавнего прошлого невероятную архаическую жестокость - принесение в жертву собственных детей.
Нет никаких достоверных исторических свидетельств того, что викинги того времени (а варяги - это викинги) приносили в жертву собственных детей. Даже если какие-то человеческие жертвоприношения у викингов и были, то это могли быть жертвоприношения пленных, рабов, а не людей высшего класса общества, к которому относились варяги в Киеве.
Резюмируем. Жертвоприношение варягов-христиан в Киеве в 983 г. - выдумка позднейшего летописца-христианина, чтобы опорочить язычников и оправдать постройку церквей на месте языческих капищ.