2 июня 1962 года в Новочеркасске, применив оружие, войска подавили демонстрацию рабочих против повышения цен на основные продукты.
Расстрел рабочих в стране победившего пролетариата? Казалось, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Но это произошло. Погибло 25 человек, 87 – ранено, семь участников волнений казнены по приговору Верховного суда РСФСР, 114 человек осуждены.
Причин начала массовых волнений в Новочеркасске много, но основная – одновременное повышение цен на мясо, молоко и другие продукты и снижение расценок оплаты труда рабочих Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ). Причем расценки снизились на 30-35%, а продукты подорожали на 35%. Следует сказать, что сообщение о «временном» повышении цен, шокировало население всей страны, - люди привыкли к другому – ежегодному снижению цен.
Но трагедии в Новочеркасске не случилось бы, - катализатором народного негодования послужило начальственное хамство.
1 июня услышав сообщение о повышении цен, рабочие НЭВЗа, пришедшие на утреннюю смену, стали взволнованно обсуждать эту новость. Никто не собирался устраивать забастовку – люди просто поругивали непопулярного генсека Хрущева и прикидывали как жить дальше – в Новочеркасске снабжение было скверное, а покупать продукты на рынке людям было не по карману. Но тут в один из цехов, пришел директор завода Курочкин, которому доложили о недовольстве рабочих.
Он повел себя грубо, высокомерно. Выслушать жалобы не захотел. Как нарочно в этот момент мимо цеха проходила женщина, торгующая ливерными пирожками. И директор выпалил: «Не хватает денег на мясо и колбасу, ешьте пирожки с ливером». Эти слова оскорбили рабочих до глубины души. И тогда прозвучал гудок, призывающий к забастовке.
Чтобы привлечь внимание Москвы к своему бедственному положению, рабочие перекрыли железнодорожную ветку, проложенную в непосредственной близости от завода. Был остановлен поезд «Саратов-Ростов», на одну из электроопор железной дороги повесили плакаты, написанные заводским художником: «Мясо, масло, повышение зарплаты», «Нам нужны квартиры». На тепловозе поезда появилась знаменитая надпись «Хрущева на мясо»…
Мы не будем подробно описывать события этого дня – они досконально исследованы, есть сотни публикаций на эту тему. Отметим только тот факт, что городское, областное, а затем и союзное руководство не сразу решилось прибегнуть к жестким мерам. Была сделана попытка утихомирить бастующих – с балкона заводоуправления попробовал выступить первый секретарь Ростовского обкома КПСС Басов. Но толпа была уже возбуждена и разъярена настолько, что в него полетели камни.
Восставшие рабочие легко вытеснили с площади перед заводоуправлением и сотню милиционеров, прибывших из города Шахты и безоружных солдат Новочеркасского гарнизона. Когда на площади появились бронетранспортеры, которые вели не солдаты-срочники, а офицеры, случилось невероятное, – сотни рабочих рук, легко, как игрушку, толкали и раскачивали многотонные БТРы. По воспоминаниям очевидцев «полковники и майоры болтались на сиденьях в бронетранспортерах, не в состоянии удержать на своих физиономиях выдержку». В итоге бронетранспортеры тоже уехали.
Так закончился первый день противостояния. А ночью, начались аресты.
Утром, явившись на завод, рабочие увидели, что он оцеплен вооруженными солдатами. Вновь собралась толпа – к забастовщиком присоединились рабочие других предприятий и жители заводского поселка. Решено было идти в центр города. Многотысячная колонна с плакатами и портретами Ленина двинулась в Новочеркасск. Там протестующими был захвачен горком партии, совершена попытка захвата городела милиции (пытались освободить арестованных ночью).
А потом, площадь была оцеплена вооруженными войсками и после предупреждения по митингующим был открыт огонь на поражение. По безоружным людям, которые до последнего момента не верили, что родная рабоче-крестьянская армия сможет стрелять по простым советским гражданам.
Жертвами расстрела стали не только митингующие – пули настигали случайных прохожих и даже посетителей парикмахерской, расположенной неподалеку. Под огнем, толпа быстро рассеялась.
К тому времени из Москвы прилетело высшее партийное руководство, возглавляемое членом Президиума ЦК КПСС, первым заместителем Председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР Анастасом Микояном. В городе был объявлен комендантский час. Тела погибших было решено тайно захоронить на разных кладбищах Ростовской области и много лет, родственники не знали где похоронены их сыновья и отцы.
Так жестоко было подавлено первое протестное выступление рабочих в Советском Союзе. Следует отметить, что в эти трагические дни проявил человечность и смелость Герой Советского Союза генерал-лейтенант Матвей Шапошников, который отказался выполнить приказ командования, отдав своим частям приказ «Не стрелять». За это его исключили из партии и отправили на пенсию.
Также нужно добавить, что большинство участников новочеркасских событий, предпочитало об этом молчать. Им внушили, что они преступники. Что пошли на поводу у антисоветских «бандитствующих элементов». Даже те, кто получил срок и вышел из мест заключения, не называли подлинную причину, по которой были осуждены.
Лишь в начале девяностых годов жертвы и участники тех трагических событий были реабилитированы, а погибшие торжественно перезахоронены на местном кладбище.
Друзья, если вам понравилась публикация, пожалуйста ставьте «лайк» и подписывайтесь на наш канал. Для нас это очень важно. Мы постараемся вас не разочаровать. ПОДПИСАТЬСЯ