Михаил Борисов подводит персональные итоги Венецианской биеннале, выделяя самые интересные проекты, на которые точно стоит обратить внимание.
Вы читаете пятый выпуск. Ссылки на предыдущие материалы вы найдете в конце статьи.
Авторы, для которых социальное поле интереснее собственного «я», используют фотографию в качестве инструмента для обоснования своих социальных и политических позиций, и документальная фотография становится в таком случае убедительным инструментом.
Мауро Пинто (Mauro Pinto), признанный африканский фотограф, живет и работает в Мапуту, Мозамбик. Он документирует жесткую действительность страны, пережившей долгую гражданскую войну.
В национальном павильоне Мозамбика он показал фотографии, напрямую отсылающие к традиции немецкого классика социальной фотографии Августа Зандера, когда перед объективом фотографа портретируемые выступают от имени своего класса, демонстрируют социальную общность и уже затем - индивидуальность.
Вектор авторского высказывания — от социального к индивидуальному:
У Мауро шахтеры смело, распрямив спину, глядят в камеру и наполняют павильон Мозамбика гуманистическим пафосом традиционной фотожурналистики.
Тема руин, насилия и генетической памяти в работах палестинской фотожурналистки и художницы Рулы Халавани (Rula Halawani) проявляется через лирические, мягкие как сновидения, фото пейзажи. Она сосредоточила взгляд на изменениях в пространстве, архитектуре и ландшафте в условиях вооруженного конфликта.
Рула училась фотографии в Канаде, вернувшись в Палестину, стала фотожурналистом, снимающим хронику конфликта для прессы. Однажды, после гибели палестинского подростка на ее глазах, она поняла, что полноту ее чувства и эмоций журналистика выразить не может. И ушла из журналистики.
Серия пейзажей Палестины «Для моего отца» (For My Father) - ландшафт коллективной памяти, пейзажи, очищенные от сиюминутности разнообразными фильтрами. Ее фотографии как сны о детстве, которое невозможно ни вернуть, ни восстановить.
Рула откровенно заявляет, что она националистка, выступает за возвращение земель. Фотографии из серии «Для моего отца» в этом контексте имеют значение политического высказывания, но через лирику и личное. Взрослая дочь восстанавливает сны своего отца, чужая память выстраивается как пространство для создания новой мифологии.
Текст: Михаил Борисов
В первом выпуске - американский скульптор Джимми Дарем (Jimmie Durham) создаёт скульптуры, посвященные проблемам коренного населения Америки — индейцам.
Вторая часть посвящена видеоэссе "Белый альбом" из найденных телефонных записей и телевизионных хроник видеограф, оператор, создатель киностудии «черного кино» Артура Джафа.
Третий выпуск расскажет о художниках, которые посвятили свои работы андрогиннотси и расовой дискриминации.
Четвертый выпуск посвящен художникам, которые работают с темами инвалидности и смерти.
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.