Найти тему
ПРОЕКЦИЯ

Как фотографы из Мозамбика и Палестины в Венеции отражают социальные проблемы

Михаил Борисов подводит персональные итоги Венецианской биеннале, выделяя самые интересные проекты, на которые точно стоит обратить внимание.
Вы читаете пятый выпуск. Ссылки на предыдущие материалы вы найдете в конце статьи.

© Mauro Pinto
© Mauro Pinto

Авторы, для которых социальное поле интереснее собственного «я», используют фотографию в качестве инструмента для обоснования своих социальных и политических позиций, и документальная фотография становится в таком случае убедительным инструментом.

© Mauro Pinto
© Mauro Pinto

Мауро Пинто (Mauro Pinto), признанный африканский фотограф, живет и работает в Мапуту, Мозамбик. Он документирует жесткую действительность страны, пережившей долгую гражданскую войну.

© Mauro Pinto
© Mauro Pinto

В национальном павильоне Мозамбика он показал фотографии, напрямую отсылающие к традиции немецкого классика социальной фотографии Августа Зандера, когда перед объективом фотографа портретируемые выступают от имени своего класса, демонстрируют социальную общность и уже затем - индивидуальность.

© Mauro Pinto
© Mauro Pinto

Вектор авторского высказывания — от социального к индивидуальному:

У Мауро шахтеры смело, распрямив спину, глядят в камеру и наполняют павильон Мозамбика гуманистическим пафосом традиционной фотожурналистики.

Тема руин, насилия и генетической памяти в работах палестинской фотожурналистки и художницы Рулы Халавани (Rula Halawani) проявляется через лирические, мягкие как сновидения, фото пейзажи. Она сосредоточила взгляд на изменениях в пространстве, архитектуре и ландшафте в условиях вооруженного конфликта.

Rula Halawani
Rula Halawani

Рула училась фотографии в Канаде, вернувшись в Палестину, стала фотожурналистом, снимающим хронику конфликта для прессы. Однажды, после гибели палестинского подростка на ее глазах, она поняла, что полноту ее чувства и эмоций журналистика выразить не может. И ушла из журналистики.

Rula Halawani
Rula Halawani

Серия пейзажей Палестины «Для моего отца» (For My Father) - ландшафт коллективной памяти, пейзажи, очищенные от сиюминутности разнообразными фильтрами. Ее фотографии как сны о детстве, которое невозможно ни вернуть, ни восстановить.

Rula Halawani
Rula Halawani

Рула откровенно заявляет, что она националистка, выступает за возвращение земель. Фотографии из серии «Для моего отца» в этом контексте имеют значение политического высказывания, но через лирику и личное. Взрослая дочь восстанавливает сны своего отца, чужая память выстраивается как пространство для создания новой мифологии.

Rula Halawani
Rula Halawani

Текст: Михаил Борисов

В первом выпуске - американский скульптор Джимми Дарем (Jimmie Durham) создаёт скульптуры, посвященные проблемам коренного населения Америки — индейцам.

Вторая часть посвящена видеоэссе "Белый альбом" из найденных телефонных записей и телевизионных хроник видеограф, оператор, создатель киностудии «черного кино» Артура Джафа.

Третий выпуск расскажет о художниках, которые посвятили свои работы андрогиннотси и расовой дискриминации.

Четвертый выпуск посвящен художникам, которые работают с темами инвалидности и смерти.

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.