1 июня — не только День защиты детей, но и очередная годовщина подлого и трагического события для всего исконно российского народа — казачества, произошедшего в период Второй мировой войны после подписания капитуляции Германией. День их беззащитности.
Союзнические обязательства
2 мая 1945 года генералы Пётр Николаевич Краснов, Тимофей Николаевич Доманов и Вячеслав Григорьевич Науменко в качестве руководства «Казачьего Стана», численность которого по австрийским данным составляло 36 000, а по итальянским — «около 40 000 человек», объявили приказ о перемещении на территорию Австрии в Восточный Тироль для почётной капитуляции англичанам. В ночь со 2-го на 3 мая казаки начали переход через Альпы. У села Оваро итальянские партизаны перегородили горную дорогу и потребовали сдачи всего транспорта и оружия. После короткого интенсивного боя казаки расчистили себе дорогу. 6 мая почти все казачьи части в тяжёлых погодных условиях преодолели перевал Плекенпасс, пересекли итальянско-австрийскую границу и вышли в район Обердраубурга. 10 мая в Восточный Тироль пришли ещё 1400 казаков из резервного полка под командованием генерала Андрея Григорьевича Шкуро. К этому времени «Казачий Стан» достиг Лиенца и расположился на берегах реки Дравы. 18 мая пришли англичане и приняли капитуляцию.
Сдавшимся казакам британцы клятвенно пообещали не репатриировать их в Советский Союз, несмотря на Ялтинские соглашения. Многих даже воевавших на стороне Германии русских, кстати, так и не выдали. Но казаков ждала другая участь. За всю историю Второй мировой войны ни одна страна в мире не совершила такого вероломства по отношению к народу другой страны. Выполняя союзнические обязательства, англичане австрийском Лиенце начали передавать советской стороне казаков, бежавших с семьями от советской власти на Запад вместе с отступающими германскими, итальянскими и румынскими войсками.
К концу военных действий на европейском театре Второй мировой в Западную Европу вместе с семьями перебралось более 100 тысяч казаков, ушедших с немцами с Терека, Кубани и Дона. Огромное их количество в мае 1945-го находилось в специальном лагере «Казачий Стан» в Австрии. Там же нашли временное прибежище и тысячи беженцев из Советского Союза, не желавших далее жить в коммунистическом раю.
Согласно договорённостям, достигнутым на Ялтинской конференции, англичане и американцы пообещали выдать Советскому Союзу по окончанию войны всех перемещённых бывших граждан СССР по состоянию на 1 сентября 1939 года. Союзники перед безбожником, исключённым семинаристом Иосифом Сталиным, захотели казаться святее Папы Римского и рады были перестараться. Они передали советским органам не только освобождённых военнопленных, но и тех, кто категорически не желал возвращаться, а заодно и многих эмигрантов первой волны, которые никогда не были советскими гражданами.
Начало конца
Прекрасно осознавая, что ждёт казаков в случае их выдачи, официальные представители английского военного командования дали честное слово офицеров Его Величества, что ни казаков, ни членов их семей, ни даже воевавших против Красной Армии и Советской власти они не выдадут. Однако дальнейшие события показали, что стоит слово английских офицеров.
28 мая англичане собрали казаков «Казачьего стана» и объявили им, что всем офицерам необходимо явиться в парадной форме на конференцию в здание госпиталя, где британские офицеры будут вести переговоры о их дальнейшей судьбе. Воодушевлённые казаки надели награды и направились по приглашению.
Находившаяся среди односельчан в лагере казачка Мария Платонова позднее вспоминала: «Настал день 28 мая — день, который войдет в историю казачества как день величайшей трагедии людей, доверивших свою жизнь и честь таким же офицерам, но только английской державы. У англичан есть слово „джентльмен“, в котором сочетаются понятия: честь, чувство долга, благородство, т.е. все самые высокие, лучшие качества человека. И вот это слово английского офицера было дано ничего не подозревающим русским офицерам, с заверениями, что конференция продлится несколько часов и к вечеру все вернутся в лагерь».
Но так началась печально известная на Западе и абсолютно обойдённая вниманием в современной России операция «Keelhaul». Конференций разводить никто не собирался. 2756 военнослужащих казаков, привезли на место и приказали сдать документы, оружие и находившиеся при них ценные вещи, а потом объявили, что они… арестованы и передали их прибывшим на место сотрудникам НКВД.
Клятвенно обещавший казакам, что их не выдадут на расправу, майор Дэвис вернулся в лагерь и объявил, что не было никакой конференции, что братья, сыновья, отцы, мужья никогда не вернутся, поскольку офицеров больше нет. А все остальные должны смириться и приготовиться к возвращению на родину в Советскую Россию.
В последующие дни англичане на армейских грузовиках вывезли и всех не поехавших на «конференцию» офицеров-казаков из «Казачьего Стана». Большинство доставили в Юденбург, где с ними на месте расправились прибывшие части НКВД, расстреливая и даже сжигая заживо в заводских печах.
Пока старики, женщины и дети молились, оставшиеся мужчины объявили голодовку и на следующий день в центре «Казачьего Стана» подняли чёрный флаг с надписью «Лучше смерть здесь, чем возвращение в СССР». А Дэвис убеждал казаков, что споры и сопротивление бесполезны, поскольку поступил приказ вернуть их в СССР силой. Казаки были непреклонны, потому что считали, что лучше быстро умереть в окружении родных на австрийской земле, чем долго и мучительно кончать свои дни в застенках НКВД. Они даже не догадывались, что для большинства мужчин никаких застенок не будет. Советская власть решила расправиться с поднявшими против неё голос и оружие без промедления и волокиты.
Под звон колоколов
Поутру 31-го Дэвис заявил, что хотят ли они этого или нет, 1 июня казаков заберут. Оставалось только молиться и уповать на Господа. В центре лагеря Пеггец они возвели деревянный помост и алтарь, а рядом – большой крест. Решили 1-го выйти к кресту и соединиться в молитве.
У алтаря молились старики, женщины, дети, раненые. Вокруг них плотным кольцом встали молодые казаки, взяв друг друга за руки. Не помогло. Когда в лагерь въехали британские грузовики, Дэвис объявил о погрузке. После приказа «примкнуть штыки», английские солдаты выстроились шеренгой и двинулись вперед на стоящих на коленях молящихся. Попытки разорвать кольцо привели к сопротивлению. Англичане методично выхватывали молодых казаков, тащили их и вталкивали в кузова грузовиков. В первый день лета англичане не ведали ни пощады,
ни сострадания. Их не смущали ни крики о помощи, ни мольбы о пощаде, ни детский плач. Полилась кровь. Под стоны и вопли англосаксы начали топтать иконы и рвать хоругви. И вдруг над Лиенцем зазвонили колокола католических костёлов.
Казаки в отчаянии бросились на штыки. Прозвучали первые выстрелы. Матери с детьми на руках бросились к реке Драве, чтобы хоть вплавь в холодной воде, но спасти своих детей или умереть. Смерть была предпочтительнее возвращению. 1-го июня погибли более тысячи казаков. Десятки тысяч были выданы органа НКВД.
Австрийцы, успевшие подружиться с мирно проживавшими по соседству казаками, тут же узнали об омерзительных деяниях англичан в «Казачьем Стане». Слово «англичанин» для жителей Лиенца стало самым унизительным ругательством. После произошедшего в лагере, британцы в местных ресторанах и отелях стали персонами «нон грата». Горожане стали презирать их настолько, что воды не давали.
Насильственная выдача 60 000 казаков и других беженцев Советскому Союзу только из Лиенца и Юденбурга сопровождалась большим количеством жертв.
***
Выданные и уцелевшие казаки, включая женщин, были отправлены в лагеря ГУЛАГа Коми АССР и Кемеровской области, где принудительно трудились на шахтах. Большинство не дожило до 1955 года, когда
17 сентября вышел указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупационными властями в период Великой Отечественной войны». Уцелевшим и вышедшим на свободу было запрещено распространятся о своём боевом прошлом.
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!