(беседа с историком-востоковедом)
Журналист: - В противовес теории «выхода» из Африки существуют многочисленные концепции северной прародины человечества. Как они появились?
Ведантист: - Если не брать в расчет греков, которые сообщали о далекой стране за северным ветром Бореем, то причиной появления этих концепций можно считать гипотетический континент в южных морях, который был описан пифагорейцами во времена Платона и был изображен на древних греческих картах. Вся полемика началась с середины XIX века. Все как всегда начиналось безобидно.
В 1864 году английский зоолог и биогеограф Филип Склейтер в статье «Млекопитающие Мадагаскара» предположил, что Мадагаскар и Индия являются остатками более крупного континента Лемурии. А в 1882 вышла в свет работа основоположника диалектического материализма Ф.Энгельса "Диалектика природы", которая, между прочим, считается научный трудом по эволюции. Энгельс предполагал, что промежуточное звено эволюции между обезьяной и человеком обитало именно на этом затонувшем континенте.
Ну а дальше все разгоралось как большой пионерский костер.
Журналист: - А до этих событий никто никаких концепций не выдвигал?
Ведантист: - Выдвигал, но они не были связаны с северной прародиной, хотя и были очень близки. Так, первым о северной прародине заговорил швед Улоф Рудбек (1630-1702), ректор Уппсальского университета, который, будучи анатомом и ботаником, стал одним из первых атлантологов. В 1675 году, в Швеции был напечатан его труд «Атлантида». Основываясь на произведениях Гомера и Плутарха, он доказывал, что Атлантида – это гомеровский остров Огигия. Рудбек отождествил его со Скандинавским полуостровом, и далее пришёл к выводу, что Швеция — колыбель человечества.
В 1779 году астроном и аббат, мэр Парижа Жан-Сильвен Бальи (Байи) опубликовал «Письма об Атлантиде Платона», где предположил, что остров Атлантида находился в Северном Ледовитом океане, в районе сегодняшнего Шпицбергена. Эту идею якобы поддержал философ Вольтер.
В 1883 г политик Игнатиус Доннелли опубликовал свою работу "Атлантида. Мир до потопа". Он рассмотрел огромное количество исторических, лингвистических и других источников, и разместил Атлантиду на участке между 25 и 48 градусами северной широты. Он предположил, что здесь, в Атлантиде, был библейский рай, здесь был Олимп греческих богов и здесь был край вечного счастья, встречающийся в легендах всех народов. Соответственно, далее он сделал вывод, что сама Атлантида - тот регион, где человек создал первую цивилизацию. И с легкой руки Доннелли стало традицией считать погибшую Атлантиду общим культурным центром Старого и Нового Света, то есть «прародиной» всех высокоразвитых древних цивилизаций.
Однако, по оценке специалистов, все факты, которыми оперировал Доннелли, были либо ложными уже во время формулирования темы книги, либо были опровергнуты последующими открытиями.
Журналист: - Выходит, что у истоков полярной теории стоят не эзотерики.
Ведантист: - Конечно, нет. Первым научную (как принято считать) концепцию о северной (полярной) прародине выдвинул американец Уильям Уоррен, первый президент Бостонского университета, в своей книге «Найденный рай, или колыбель человечества на Северном Полюсе», изданной в 1885 г. Свою концепцию он выдвинул в противовес концепции Энгельса.
Интересно, что, будучи еще студентом Веслианского университета в штате Коннектикут, он стал членом «Мистической семерки», позже он учился в Андоверской теологической семинарии, был профессором богословия в епископальном миссионерском институте в Бремене, Германия. С 1866 по 1873 годы Уоррен был исполняющим обязанности президента Теологической школы Бостонского университета, а с 1873 г стал президентом Бостонского университета.
Журналист: - Вот вам и президент университета. А в чем заключается его концепция?
Ведантист: - Книга пропагандирует его веру в то, что первоначальный центр человечества когда-то находился на Северном полюсе. Уоррен разместил на нем все сразу: Атлантиду, Эдемский сад, гору Меру, Авалон и Гиперборею. Он полагал, что все эти мифические земли были воспоминаниями разных народов о северной прародине. Такой вывод он делал на основе составления карт древнегреческой космологии, а также исходя из того, что космические оси древних легенд должны были находиться на крайнем севере «на вершине мира» под Полярной звездой.
В 1887 г. Елена Блаватская написала рукопись "Тайной Доктрины ", в которой "обобщила" все достижения европейской мысли, описала Лемурию и Атлантиду. Возможно она первой упомянула о северной (полярной) Гиперборее, лишь как колыбели второй коренной расы аморфных существ, долемурийцев. Прародину же современной арийской расы и арийской цивилизации она размещала в Центральной Азии (Гобийская цивилизация).
Английский теософ Уильям Скотт-Эллиот продолжил изыскания теософов Ч. У. Ледбитера и Е.Блаватской и в 1904г. опубликовал работу «Потерянная Лемурия". Он был торговцем из Ост-индской компании и антропологом-любителем. Будучи одним из первых членов Лондонской Ложи Теософского общества, в 1893 году он написал книгу «Эволюция человечества». При этом ни в одной из этих книг он не написал про Гиперборею, а лишь указал во второй книге поэтапное расположение Гипербореи на своих картах, ссылаясь на древние источники.
Журналист: - Пока видны только некие концепции и рассуждения. Кто и когда «оформил» концепцию в устойчивую и популярную теорию полярной прародины человечества под названием Гиперборея?
Ведантист: - Теоретическую базу под концепцию северной прародины подвел индиец Б.Г.Тилак, лидер индийского национально-освободительного движения. В 1903 г в Бомбее был опубликован его труд «Арктическая родина в Ведах», в котором он объединил концепцию полярной прародины человечества и концепцию миграции ариев. Эти концепции были очень популярны в научных кругах Европы в конце XIX столетия.
(продолжение следует…)