Найти в Дзене

О понимании и вспоминании

Бывает так, что читаешь книгу и сознаешь, что она сложная, а после чтения признаешь, что мало чего понял. Или наблюдаешь, как знакомый уверенно говорит: «Да что тут сложного, все и так понятно!», – но ты видишь, что он ни черта не понимает и находится в плену иллюзии понимания. Сколько таких иллюзий понимания у тебя? Знать и понимать – разные вещи. «Многознание» не приводит к пониманию. Знание – это продукт запоминания, это только предпосылка к пониманию. Язык является сложной и непрозрачной системой. Есть непреодолимый разрыв между тем, что написано и прочитано; между тем, что сказано и услышано. Потому что одно слово может иметь много смыслов. Слова – это коробочки, в которые мы вкладываем определенный смысл. Постигая смысл, заложенный в слова, мы обретаем понимание. Сложность обретения понимания – в том, что подавляющее количество слов, которые мы используем в коммуникации, нам знакомы, мы их воспринимали, проговаривали много раз. Все, что мы делаем регулярно, переводит нашу жизнь в
Как мы приходим к пониманию?
Как мы приходим к пониманию?

Бывает так, что читаешь книгу и сознаешь, что она сложная, а после чтения признаешь, что мало чего понял. Или наблюдаешь, как знакомый уверенно говорит: «Да что тут сложного, все и так понятно!», – но ты видишь, что он ни черта не понимает и находится в плену иллюзии понимания. Сколько таких иллюзий понимания у тебя?

Знать и понимать – разные вещи. «Многознание» не приводит к пониманию. Знание – это продукт запоминания, это только предпосылка к пониманию.

Язык является сложной и непрозрачной системой. Есть непреодолимый разрыв между тем, что написано и прочитано; между тем, что сказано и услышано. Потому что одно слово может иметь много смыслов. Слова – это коробочки, в которые мы вкладываем определенный смысл. Постигая смысл, заложенный в слова, мы обретаем понимание.

Сложность обретения понимания – в том, что подавляющее количество слов, которые мы используем в коммуникации, нам знакомы, мы их воспринимали, проговаривали много раз. Все, что мы делаем регулярно, переводит нашу жизнь в автоматический режим. Наше восприятие переводится в режим вспоминания. Это как автопилот. В этом случае слова и предложения (не важно, читаем мы их или слушаем) воспринимаются нами посредством вспоминания. В этом случае смысл, заложенный в слова, проходит мимо нашего осознания. Мы не извлекаем смысл, непосредственно заложенный в слова, а вспоминаем его из предыдущего опыта. Например, если кого-нибудь спросить, сколько будет 5 умножить на 5, то он не будет считать, не воспроизведёт арифметическую операцию здесь и сейчас – он вспомнит заученный ответ. Такая автоматизация экономит мышление. Вспоминание — это легко. Понимание — это всегда усилие.

Все, что мы делаем постоянно – мы обычно перестаем понимать. Нельзя что-то понять до конца. Понял – перестал понимать. Понимание — это герменевтический круг, мы понимаем общее через частное, а когда возвращаемся к частному – осмысляем его через общее. Это бесконечный процесс.

Часто люди читают не книгу, а о книге – пересказывают прочитанный текст автора. Если я не в состоянии проиллюстрировать утверждение автора с помощью воображения или опыта, тогда я не вполне понял смысл прочитанного. Понимание требует поиска параллелей в собственной жизни. Понять – значит измениться в ответ на понятое. Понимание — это умение использовать понятое в быту. Понимание – невероятно медленный процесс. На него нужно время и усилия.